Развитие конкуренции в электроэнергетике
В рамках подготовки к парламентским слушаниям, где будет рассматриваться новая стратегия развития топливно-энергетического комплекса страны, в обеих палатах Федерального собрания РФ проходит серия дискуссий по ключевым вопросам энергетики. По словам председателя Комитета Государственной Думы РФ по энергетике Павла Завального, новый стратегический посыл связан с тем, что ТЭК объективно перестаёт быть локомотивом отечественной экономики, трансформируясь в инфраструктурную отрасль. В логике данных преобразований предстоит решить ряд научно-теоретических, законодательных и практических задач. Важнейшими из них являются повышение эффективности электроэнергетики и совершенствование системы отношений на электроэнергетическом рынке. На заседании круглого стола 13.03.2017 г. «Развитие конкуренции в электроэнергетике. Текущая ситуация и вопросы развития оптового и розничных рынков электрической энергии в современных условиях», организованного комитетом ГД РФ по энергетике, были предложены варианты возможных решений. Информационную поддержку заседания «круглого стола» в Государственной Думе РФ осуществлял ведущий отраслевой журнал «Вести в электроэнергетике».
Заместитель директора Департамента развития электроэнергетики Минэнерго России Андрей Максимов вкратце обрисовал современную ситуацию: в стране действует двухуровневый рынок электроэнергетики – оптовый (ОРЭМ) и розничный (РРЭ). В оптовом секторе все конкурентные механизмы работают, что отражается в конечном счёте на цене: с 2012 года темпы её роста снижаются. Но предстоит решить ряд системных проблем, чтобы улучшить конкурентную среду.
Что касается розничного сектора, то тут конкуренции нет вообще. В связи с этим, Минэнерго готовит пакет нормативно-правовых документов, направленных на изменение конструкции РРЭ и полную либерализацию розничного рынка.
В ходе совершенствования нормативной базы, розничные потребители получат возможность упрощённого доступа (минуя энергосбытовые компании) на ОРЭМ, смогут свободно менять энергосбытовые компании как на оптовом, так и на розничном рынках, у них появится возможность реально влиять на рыночные цены. У компаний-поставщиков, в свою очередь, появится мотивация к снижению цены и повышению своей эффективности (так как прибыль, полученная в рамках реализации формулы эталонных затрат, будет оставаться у них) и пр.
Одним из ключевых моментов нововведений является вопрос о разрешении электросетевым компаниям заниматься сбытовой деятельностью. Ещё пять лет назад о таком нельзя было и мечтать. При этом начальник отдела Минэкономразвития РФ Андрей Габов заявил, что нужно пойти ещё дальше: разрешить электросетевым организациям строить розничную генерацию, поскольку, анализ реформ показал, что разделение компаний по видам деятельности привело к ухудшению ситуации в отрасли.
Как заметил начальник отдела электроэнергетики Федеральной антимонопольной службы России Алексей Воронин, одной из задач реформирования электроэнергетики был уход от государственного регулирования к развитию рыночных отношений.
Рынок электроэнергии мы построили, а конкуренции на нём нет. В чём дело? Причина видится в высокой монополизации отрасли, несовершенстве тарифных отношений, наличии большой доли государственного сектора и крупных компаний, недостаточном развитии малого и среднего бизнеса. Нужен Национальный план перехода от естественно-монопольной среды к конкурентной. В связи с этим, уже принят ряд мер по изменению методики тарифообразования в электроэнергетике: осуществляется переход от принципа необходимой валовой выручки (НВВ) к методу эталонных затрат. В новых тарифных условиях становится ненужным институт Гарантирующих поставщиков.
О том, что Гарантирующие поставщики – пережиток прошлого, говорили многие участники дискуссии. Однако председатель НП «Гарантирующих поставщиков и энергосбытовых компаний» Наталья Невмержицкая предостерегла от поспешных выводов. Она представила выкладки по работе и перспективам деятельности ГП и подчеркнула: доля сбытовой надбавки в тарифе настолько мала, что никакого влияния ни на рыночную конкуренцию, ни на выбор потребителями сбытовых компании она не оказывает.
Директор Ассоциации «Сообщество потребителей энергии» Василий Киселёв согласился с этой позицией. Он предложил посмотреть на другие элементы, влияющие на здоровье рынка. Подумать, почему рыночные механизмы работают, а избыточную мощность они не выдавливают? Почему электросетевые компании, к которым есть немало претензий, постоянно плачутся, что сети у них в плохом состоянии, а не обновляют их своевременно? Куда идут деньги, ведь сетевая компонента в тарифе составляет 50 %, чего нет нигде в мире? Куда «закопали» 4 триллиона рублей, которые заплатили потребители электроэнергии за последние годы?
«Нужно уходить от такой ситуации, — резюмировал В. Киселёв. – Давайте искать механизмы взаимодействия централизованной системы с субъектами генерации, потребителями и т.д. Иначе не выживем».
Продолжая тему развития рыночной конкуренции, директор Департамента учёта электроэнергии и взаимодействия с субъектами рынков электроэнергии ПАО «Россети» Алексей Раков сравнил текущее состояние ОРЭМ и РРЭ. Подчеркнул, – рынки сильно отличаются друг от друга: на ОРЭМ действуют 300 субъектов, на РРЭ – 78 млн. На ОРЭМ при этом – настоящая конкуренция, на РРЭ – исключительно монополия. ОРЭМ регулируется Советом рынка, РРЭ – арбитражными судами. Он заметил, что на розничном рынке существуют две базовые проблемы: учёт и дебиторская задолженность. Для наведения порядка на розничном рынке необходимо построить коммерческую платёжную инфраструктуру, доработать правовое поле и усилить финансовый контроль и ответственность участников рынка. Очень важно создать интеллектуальную систему учёта. Однако при существующем многообразии приборов учёта сделать её практически невозможно. Нужно решать этот вопрос на правительственном уровне.
Хорошим стимулом к развитию розничного рынка станет официальное разрешение сетевым компаниям осуществлять операции по купле-продаже электроэнергии.
Подытоживая всё вышесказанное, доцент Государственного университета управления Виталий Кузьмин заметил, что ситуация, которую мы имеем сегодня в электроэнергетике, – результат реформ1998–2016 годов, которые не были основательно проработаны, не опирались на мощную научную базу. Эти реформы привели к существенному ухудшению эффективности электроэнергетики по сравнению с советским периодом. И никакие новые технологии, никакое оборудование ситуацию не спасают. И не спасут. Нужен качественно новый этап реформирования, начинать который нужно с проработки теоретического плана. Наработки по этой тематике у ГУУ есть, и университет готов ими поделиться.
Мы всё время совершенствуем рынок, добавил В. Кузьмин, и не понимаем, почему он у нас не получается. А причина в том, что принятая нами модель рынка не соответствует характеристикам современного рынка электроэнергетики. У нас не внедрены элементарные рыночные механизмы. Поэтому прежде, чем менять структуру рынка, необходимо сформулировать документ, где будет отражено: что было правильно сделано за годы реформирования отрасли, а что нет, и какой должна быть программа мер по совершенствованию рынка.
— Да, нам действительно необходим научный подход в этой работе, согласился ведущий «круглого стола», председатель Комитета ГД по энергетике Павел Завальный. – В рекомендациях «круглого стола» есть пункт о создании рабочей группы ГД по разработке изменений в законодательство в области электроэнергетики. Приглашаем ГУУ в эту группу.
Участники «круглого стола» также рекомендовали Правительству РФ внести в Госдуму изменения в Федеральный закон «Об электроэнергетике», касающиеся снятия запрета на реализацию части электроэнергии на розничном рынке для ТЭЦ, подключённых исключительно к сетям ТСО; создания механизмов по допуску малой генерации (в т.ч. ВИЭ) на розничные рынки электроэнергии с организацией на этой основе свободных точек поставки; создания нормативной базы функционирования малой распределённой энергетики в составе ТСО с возможностью продажи части электроэнергии на РРЭ; снятия запрета на продажу электроэнергии с сетевых компаний (при этом ограничить их определённой долей рынка) и др.