Центр экономики отраслей ТЭК ЦСР прокомментировал ситуацию с ценами на топливо
Оснований для паники нет, а конечным потребителям не стоит провоцировать еще большие дисбалансы посредством покупки топлива «про запас» и «на всякий случай», говорит заместитель директора Центра экономики отраслей ТЭК ЦСР Сергей Колобанов.
Комментарий:
Ситуация, связанная с ростом цен на бензин или дизель и сопровождающий ее «призрак» дефицита топлива возникает в России регулярно, каждые 2-3 года.
Причем сценарий почти всегда одинаковый: незначительные дисбалансы раздуваются спекулятивными манипуляциями до заметных размеров, в том числе с помощью СМИ, которые пытаются заработать себе очки алармистским хайпом.
Это, в свою очередь, создает ажиотаж на рынке –потребители начинают приобретать избыточные объемы, что в свою очередь создает локальные дефициты (как в территориальном плане, так и в разных звеньях цепочек поставок) и разгоняет цены. Последнее вполне устраивает нефтяные компании-производителей, обязанных реализовывать заметную часть топлива на бирже.
Еще два года назад Президент России Владимир Путин говорил: «с компаниями надо плотнее работать… чтобы они тоже и свою ответственность понимали». Но топливные компании, особенно мелкие и частные, все-таки, бизнес-структуры, а не «богоугодные заведения», и они стараются по максимуму заработать в любой ситуации.
Поэтому правительству приходится жестко реагировать на дестабилизацию рынка, вводя запрет на экспорт топлива, причем сразу на несколько месяцев вперед, чтобы сделать невыгодным накопление объемов.
В целом же по России нефтеперерабатывающих мощностей у страны более чем достаточно, чтобы обеспечить все внутренние потребности в автомобильном топливе даже с учетом текущих и внеплановых ремонтов.
Запасы бензина и дизтоплива в резервуарах НПЗ, на нефтебазах предприятий нефтепродуктообеспечения, в системе Транснефти, а также в ж/д цистернах (объемы со статусом «в пути») позволяют «продержаться» экономике страны без снижения потребления даже при полном прекращении производства несколько десятков дней. Так, до закрытия статистики, можно было оценить, что уровень товарных запасов на НПЗ и нефтебазах стабильно превышал двухнедельный объем потребления бензина в стране.
Этого срока более чем достаточно, чтобы завершить планово-предупредительные и значительную часть внеплановых ремонтов на НПЗ. Проблема стабильного нефтепродуктообеспечения при авариях и внеплановых ремонтах всегда состоит только в оперативном налаживании новых логистических решений, в том числе с учетом немонополизированного рынка, а не в общем дефиците топлива.
Поэтому для паники нет никакого основания, а конечным потребителям можно посоветовать только более вдумчиво относиться к раздуваемой истерии и своими действиями по покупке топлива «про запас» и «на всякий случай» не провоцировать еще большие дисбалансы. Можно сказать, что такими действиями вы сами себя грабите, позволяя задирать цены на искусственно созданном дефиците.