Чего ждать от углеродного регулирования?
В мире поставлена беспрецедентная по историческим меркам задача – сделать глобальную экономику безуглеродной. 14 июля с.г. Еврокмиссия опубликовала пакет из 14 нормативных актов по низкоуглеродному регулированию ЕС (Fit for 55). В связи с этим, сегодня, 26.07.2021 г. состоялся семинар «Механизмы государственного углеродного регулирования: каковы возможные последствия для российской экономики?», в которой принял участие журнал «Вести в электроэнергетике».
Это — первая широкая международная дискуссия, организованная «Центром энергоэффективности-XXI век»(ЦЭНЭФ-XXI).
Как отметил генеральный директор ЦЭНЭФ- XXI Игорь Башмаков, вопросы низкоуглеродного регулирования в ЕС напрямую затрагивают интересы российских производителей. Более того, они напрямую влияют на состояние российской экономики в целом.
Структура мировой экономики меняется. Мы живём в условиях глобального энергоперехода. Это значит, что традиционные сырьевые рынки будут сжиматься, им на смену придут рынки низкоуглеродной продукции, на которые Россия должна будет выходить и занимать свои ниши.
А для этого надо поменять свою экономическую стратегию, в том числе с учётом изменений, происходящих в мировой климатической политике.
Одним из ключевых моментов низкоуглеродного пакета ЕС является введение в 2026 году европейского пограничного углеродного налога – CBAM (Carbon Border Adjustment Mechanism). Россия, являясь крупнейшим торговым партнёром Европы, поставляет на европейский рынок в основном ту продукцию, которая подпадает под действие СВАМ – алюминий, сталь, продукты газохимии, удобрения и многое другое, относящееся к разряду углеродоёмких производств.
При этом механизм СВАМ ещё не доработан, в нём сохраняется много «серых» зон, которые необходимо прояснить и которые очень беспокоят отечественных производителей.
Специальный представитель президента РФ по связям с международными организациями для достижений целей устойчивого развития Анатолий Чубайс, в свою очередь, считает, что СВАМ не так значим для нас, как меры, предусмотренные в других нормативных актах ЕС. Они куда более жёсткие и могут привести к потере наших экспортных рынков.
В силу своих особенностей, российская экономика гораздо более уязвима к последствиям глобального энергоперехода, чем абсолютное большинство экономик мира. Потому что для других экономик снижение эмиссии СО2 – это вопрос повышения энергоэффективности, а для России – вопрос существования базовых отраслей экономики. В российском федеральном бюджете доходы от углеводородов превышают 40%.
В число неизбежных угроз для России входит также потеря основных экспортных рынков, причем не только в европейском, но и в восточном направлении: Китай, например, уже заявил о сокращении потребления угля с 2025 года. А мы, как известно, являемся одним из крупнейших экспортёров этого вида топлива в страны АТР.
Добавляют тревожности климатические изменения, которые идут в России в 2,5 раза быстрее, чем в мире в целом (подтопление вечной мерзлоты, изменение контура сельхозугодий, перенос зданий и целых городов из неблагополучных районов и пр.).
Поэтому в ближайшее десятилетие нам придётся предпринять беспрецедентные усилия, чтобы решить весь этот круг проблем. В этом плане 20-е годы текущего века станут для нашей страны переломными. Никогда ранее Россия не уделяла климатической проблеме такого внимания, как сейчас. В настоящее время по этой тематике работают десятки министерств под руководством премьер-министра РФ Михаила Мишустина. Это объясняется тем, что «цифры потерь от глобального энергоперехода для России могут стать колоссальными. По моим подсчётам – 10% ВВП», — заключил докладчик.
Вместе с тем, он отметил, что в связи с климатической повесткой у России появляются и новые возможности. Прежде всего, это водород. В мире идёт создание водородной индустрии. Наша страна в этом плане обладает колоссальными возможностями, какими не обладает ни одна страна мира. Прежде всего потому, что мы обладаем разветвлённой трубопроводной системой (а это – самый дешёвый вид доставки продукта), по которой можем транспортировать водород как внутри страны, так и на экспорт. К 2030 году Россия сможет получать от экспорта водорода 20-30 миллиардов долларов.
Не только в России, но и в Европе многие не воспринимают происходящие процессы в силу их радикальности. На это обратил внимание основатель и исполнительный директор Европейского круглого стола по изменению климата и устойчивому переходу (ERCST) Андрей Марку.
Он объяснил, почему был принят механизм СВАМ и какой эффект он должен дать.
Во-первых, происходят радикальные изменения в европейской торговой системе квотами. Во-вторых, бесплатные квоты на выбросы СО2 заканчиваются, а механизм СВАМ позволяет избавиться от бесплатных квот. Логика состоит в том, чтобы выровнять условия игры на конкурентных рынках. В-третьих, принятие законодательного пакета в Евросоюзе должно простимулировать торговых партнёров к принятию собственных усилий по сбережению климата.
Принятие трансграничного налога касается только товаров, импотируемых в ЕС. Что касается экспорта европейских производителей, то привычные послабления в виде скидок внутри ЕС им делать никто не собирается. То есть, перед производителями ЕС возникает угроза снижения конкурентоспособности на внешних рынках из-за высокой цены.
А. Марку рассказал, как будет работать механизм СВАМ, и что надо делать, чтобы экспортёры не могли его обойти.
Он подчеркнул, что в данном механизме, как и во всей климатической политике, есть много вопросов, которые ещё требуют серьёзного обсуждения и донастройки.
СВАМ – это инструмент, который никто не использовал раньше. И как он сработает, не может с точностью сказать никто. Но зато можно ожидать, что цены на импортную продукцию для европейских потребителей заметно повысятся, значит, все европейские товары подорожают. Кроме того, экспортные рынки для европейских производителей подорожают, будут потеряны экспортные ниши. И это не может не вызывать озабоченности.
Россия озабочена перспективами своего экспорта в Европу (в сущности, только электроэнергия не будет облагаться углеродным налогом) и поднимала этот вопрос в ВТО. Но это – начало для следующей и долгой дискуссии.
И. Башмаков, в свою очередь, рассказал, что углеродный налог российские экспортёры платить не будут. Его будут оплачивать потребители импортной продукции. Однако в конечном счёте заплатит и поставщик – путём снижения спроса на его товар.
С другой стороны, создаются условия для развития рыночных ниш низкоуглеродной продукции.В ЕС ожидают роста по СВАМ-товарам к 2030 г. на 7-15%.
Директор Департамента конкуренции, энергоэффективности и экологии МЭР РФ Пётр Бобылёв рассказал о доработке Стратегии социально-экономического низкоуглеродного развития страны, которая ведётся сейчас, а также о постановке новых целей в области декарбонизации экономики с учётом новых реалий
О последствиях введения ЕС трансграничного углеродного налога для мировой промышленности поведал исследователь Центра европейских политических исследований (CEPS) Милан Элкербут. Он подчеркнул, что вопросами развития низкоуглеродного промышленного производства озабочены не только в Европе, но и других регионах мира. При этом, цели все ставят похожие, а когда дело доходит до реализации, выявляется большой разброс мнений.
Много вопросов к европейским политикам возникает по поводу, куда будут идти средства от трансграничного углеродного налога? Большинство считает, что деньги должны идти в инновационный фонд для развития низкоуглеродных производств, а не на бесплатные квоты.
Идут внутренние европейские дебаты по сохранению норм ВТО при сохранении механизма СВАМ.
М. Экленбург сказал о том, что работа над нормативным документом СВАМ продолжается и, возможно, он в конечном счёте заметно изменится.
Как сохранить нормальные отношения с торговыми партнёрами при введении новых климатических инициатив в ЕС? Этим вопросом задалась глава отдела ЕС и международных отношений Института Клингендаль Луиз ван Шайк. Она подчеркнула, что СВАМ должен стать стимулом для других стран климатическую политику, а не яблоком раздора. Поэтому он будет корректироваться. Ведь излишне жёсткая политика может привести к скандальным реакциям и торговым войнам.
Напомним, 9 лет назад в ЕС захотела включить выбросы международной гражданской авиации в ETS. Но Россия, Китай, США резко выступили против этого. В итоге вопрос был снят с повестки дня.
И вот опять похожая ситуация. И снова вопрос: что будет делать ЕС, если торговые партнёры, включая Россию, предпримут жёсткие контрмеры в случае принятия СВАМ? Как ЕС планирует выстраивать отношения с такими сложными партнёрами, как Турция, США, с бывшими европейскими колониями, со странами, готовящимися вступить в Евросоюз?
Вопросов много. И многие представители ЕС выступают против придания СВАМ статуса закона, пока нет на них ответа.
Своё отношение к новому европейскому углеродному законодательству высказали представители РАН, ИПЭМ, ГК «Металлоинвест», ОК «Русал», ИГ «Петромаркет». Они оценили эффекты, потери и последствия введения СВАМ для России, рассказали, какие низкоуглерордные технологии работают и внедряются на отечественных крупных промышленных предприятиях, подчеркнули, что необходимо развивать внутренние механизмы регулирования, позволяющие снижать углеродный след продукции, выступили за широкое участие в международных дискуссиях по данному вопросу, сосредоточить внимание на развитии возобновляемой энергетики – ГЭС, ГАЭС,
«Судьба СВАМ будет решаться не в ЕС, а в США и Китае, — резюмировал официальный представитель ОК РУСАЛ по внешним связям, председатель Комиссии ICC Russia по экономике изменения климата и устойчивому развитию Сергей Честной. – Эти страны умеют отстаивать свои национальные интересы в таких вопросах. И мы не должны допустить, чтобы Россия стала полигоном для климатических экспериментов ЕС. Нам нужно продвигать свои проекты и свои позиции».
Похоже, он высказал точку зрения многих участников семинара. А их было более 160.