Чернобыль: экологически чистый туризм?
Украина законодательно разрешила туризм в зоне отчуждения Чернобыльской АЭС. Указ «О некоторых вопросах развития территорий, которые подверглись радиоактивному загрязнению вследствие Чернобыльской катастрофы» в середине июля с.г. подписал президент «незалежной» Владимир Зеленский. Документ предусматривает разработку и принятие стратегии развития Чернобыльской зоны как туристического объекта.
О том, насколько опасен такой туризм для посетителей и сотрудников Чернобыля рассказали на брифинге в РИА «Новости», проходившего в рамках видеомоста «Москва-Симферополь», представители Федерального медицинского биофизического центра им. А.И. Бурназяна – заместитель директора по науке и биомедицинским технологиям Наталия Шандала и главный научный сотрудник отдела радиационной безопасности персонала Владимир Клочков.
Авария на Чернобыльской АЭС, произошедшая в 1986 г., считается одной из крупнейших техногенных катастроф в мире. По масштабам она превосходит все аварии на атомных объектах, случившиеся и после нее.
И вот впервые в истории государственные власти принимают решение сделать из полосы отчуждения туристическую зону.
«Прецедентов туризма в зону отчуждения в мире не было, — отметила Н. Шандала.- Принимая решение об организации туризма, украинская власть берет на себя всю ответственность за последствия». С одной стороны, решение правильное, добавила эксперт: тем самым предотвращается стихийный туризм в зону Чернобыля, а значит, снижается опасность, сопровождающая данный. Но необходимо разработать соответствующие регулирующие документы, обозначить научно обоснованные безопасные маршруты, определить периодичность посещений и оптимальную продолжительность пребывания на территории, обеспечить контроль за тем, что пытаются взять в качестве сувениров из зоны отчуждения посетители.
— Чернобыльская зона отчуждения хорошо изучена, — сказала Н. Шандала. – Я сама принимала участие в ее изучении, начиная с 1986 года, сразу после аварии.
Работы по изучению территории, пострадавшей от Чернобыльской катастрофы продолжались вплоть до распада Советского Союза, были составлены подробные карты распространения радиации. Чернобыль превратился в уникальный полигон для изучения зон облучения, что имеет огромное значение как для медицины, так и для мировой атомной энергетики.
Отвечая на вопрос журнала «Вести в электроэнергетике», Наталия Шандала отметила, что в последние годы сотрудничество между российским биофизическим центром и украинскими научно-исследовательскими организациями практически прекратилось. «Мы с большим уважением относимся к достижениям украинских ученых, следим за их исследованиями, которые поистине имеют мировое значение. Но встречаемся с ними значительно реже, чем раньше, и только на международных площадках».
Организовывая туристские маршруты, необходимо провести анализ угроз, считает Н. Шандала. Сам реактор АЭС, замурованный в два саркофага, угрозы туристам и персоналу не представляет. Но опасной может быть субмикронная пыль, которая скапливается под саркофагом. Во время работы установок пылеудаления, которые включаются раз в месяц, она может попадать в воздух. Так что этот фактор нужно учитывать.
Возможно повышение уровня радионуклидных вод как в украинском, так и в белорусском Полесье, а также разрушение зданий и сооружений из-за сейсмической подвижности региона.
Очень опасны лесные пожары, при которых радионуклиды могут переноситься на большие расстояния.
Но наибольшую опасность для туристов представляют все-таки не радиационные, а физические факторы. Учитывая, что здания в покинутых более 30 лет назад городе Припяти и в районе городка Чернобыльской АЭС сильно обветшали, есть риск их разрушения при посещении туристами.
Одна из задач организаторов Чернобыльской турзоны – организовать правильный дозиметрический контроль, считает главный научный сотрудник отдела радиационной безопасности Центра им. Бурназяна Владимир Клочков. Многие радиоактивные материалы (радионуклиды стронция, цезия и пр.) уже распались, однако остается проблема с плутонием, период полураспада которого составляет 1,5 тыс. лет, и некоторыми другими элементами.
Представитель физической науки также приветствовал формирование организованного туризма в зону отчуждения ЧАЭС, поскольку тем самым ставится заслон незаконным набегам посетителей, существенную часть из которых составляли мародеры, перепродававшие брошенные переселенцами (напомним, из зоны отчуждения было эвакуировано 400 тыс. человек) радиоактивные вещи на рынках.
Чернобыльская авария на многие годы приостановила строительство атомных электростанций по всему миру. Но сейчас ситуация кардинально поменялась, почеркнули спикеры. Портфель заказов «Росатома» заполнен на многие годы вперед. Альтернативная энергетика пока не способна заменить атом, поэтому атомная отрасль будет развиваться и совершенствоваться в части безаварийности. Чернобыльская авария подвигла к тому, что в мире многократно усилили внимание к обеспечению защиты АЭС. На сегодняшний день самый высокий уровень безопасности АЭС существует в России.
Отвечая на вопрос журналистов из Симферополя о перспективах строительства атомной станции в Крыму, В. Клочков сказал, что новая АЭС Крыму не помешала бы, но для работы атомной станции требуется пресная вода, а на полуострове ее не хватает.
Эксперты дали позитивные прогнозы по перспективам развития атомной энергетики в России и мире, развеяли некоторые мифы (и подтвердили научно доказанные факты) по поводу смертельных заболеваний, получаемых в результате облучения, рассказали о том, с чем довелось столкнуться в ходе работы в зоне Чернобыльской катастрофы.
В заключение отметили, что желание украинской стороны организовать экологически чистый туризм в зону Чернобыля понятно, но очень затратно, особенно на первоначальном этапе. Например, украинское руководство заявляет о том, что будет усилен саркофаг реактора. Деньги на это планируется выделить из бюджета Украины. В свое время средства на строительство саркофага предоставили 28 стран. Справиться в одиночку будет очень трудно.