Долг «Красногорскэнергосбыта» перед МОЭСК сравнялся с объемом финансирования ремонтов электросетей на севере Подмосковья
С начала 2016 года долг гарантирующего поставщика Красногорского района Подмосковья – ПАО «Красногорсэнергосбыт» – перед поставщиками электроэнергии ПАО «МОЭСК» превысил 365 млн рублей.
«Эта сумма сравнима с объемом финансирования всей ремонтной программы текущего года на севере Подмосковья. По сути, сейчас мы не дополучаем те средства, которые должны направляться на выполнение производственной программы в других районах области», – прокомментировал заместитель генерального директора по транспорту и учету электроэнергии ПАО «МОЭСК» Сергей Салтыков.
В МОЭСК отмечают, что вопрос роста задолженности «Красногорскэнергосбыта» носит хронический характер. Энергетики неоднократно обращали внимание широкой общественности на отсутствие платежной дисциплины энергосбыта в условиях своевременной оплаты со стороны населения.
Подобная ситуация в Московской области характерна только для Красногорского муниципального района несмотря на схожую структуру электропотребления и уровень собираемости платежей по всем категориям: промышленные потребители и население.
До последнего времени оплата от гарантирующего поставщика происходила по решениям суда, под угрозой банкротства. Проигрывая судебные дела, энергосбыт также несет дополнительные убытки, вместо того, чтобы ежемесячно рассчитываться за услуги по передаче электроэнергии. Так, по решениям судов на сегодняшний день размер выплат (пени и издержки) у «Красногорскэнергосбыта» превысил 80 млн рублей. Этих средств хватило бы, чтобы оплатить один из текущих платежей в МОЭСК.
Данные расходы также становятся прямым убытком для акционеров компании, одним из которых является администрация Красногорского района (владеет 48,2% акций). Порочная практика послесудебной оплаты также свидетельствует об отсутствии надлежащего контроля и неэффективном использовании вверенных администрации муниципальных активов, в результате чего муниципальному бюджету наносится ущерб.
В МОЭСК полагают, что расходование денежных средств потребителей ведется нецелевым образом. Возможно, это сопряжено со злоупотреблением должностными полномочиями руководства сбытовой компании. О сложившейся ситуации в районе были уведомлены исполнительные органы власти Московской области. Компания также неоднократно обращалась в правоохранительные органы, в том числе в прокуратуру, с просьбой провести проверку деятельности гарантирующего поставщика Красногорского района. Однако несмотря на социальную значимость вопроса какой-либо реакции на обращения энергетиков от правоохранителей не последовало.
Специалисты МОЭСК всё это время также старались урегулировать ситуацию путем переговоров. Использовали механизмы переуступки, проводили зачеты однородных требований. Были попытки подписания графиков реструктуризации просроченной задолженности под гарантии оплаты текущих платежей, но в отсутствие подтверждения готовности со стороны «Красногорскэнергосбыта» достичь договоренностей не удалось.
«Мы понимаем, что в ситуации с долгами энергосбыта третьей и самой беззащитной стороной становится население, – отмечает Сергей Салтыков. – В осенне-зимнем периоде недопущение аварийных ситуаций в сетях становится как никогда актуальным. А для этого нужно проводить плановые ремонты и закупать комплектующие. В условиях отсутствия платежей со стороны энергосбытовой компании делать это становится все трудней. Ведь затягивание оплаты длится уже не первый год, а выполнять производственные программы нужно своевременно. Здесь отсрочка работ грозит уже снижением надежности электроснабжения всего Красногорского района».