Добиться углеродной нейтральности в производстве биотоплива можно за счет использования отходов зерновых культур, полагает Джей Кислинг, профессор химической инженерии и биоинженерии Университета Калифорнии в Беркли.

Джей Кислинг является одним из авторов второго ежегодного доклада «10 прорывных идей для мировой энергетики на следующие 10 лет», который в июне будет представлен на Петербургском международном экономическом форуме. Глава Кислинга посвящена последним новациям в производстве биотоплива – об этом в своем интервью он рассказал Софии Морган, заместителю вице-президента «Глобальной энергии» по развитию и проектам.

София Морган: Год назад, спустя месяц после объявления шорт-листа номинантов премии, вы дали нам интервью, в котором, среди прочего, подняли вопросы использования биотоплива. С тех эта тема ничуть не утратила актуальности. Биотопливо по-прежнему остается одним из решений на пути снижения углеродного следа в транспортном секторе, однако является ли оно полностью нейтральным с точки зрения выбросов CO2?

Джей Кислинг: Оно может быть нейтральным – все зависит от того, как его производить. Если использовать правильные культуры или правильное сырье (к примеру, лесоматериалы или сельскохозяйственные отходы), и обрабатывать их должным образом, то получить углеродное нейтральное топливо действительно можно. В реальности некоторые из выращиваемых «энергетических» культур поглощают больше углерода из почвы, чем может поглощать традиционная культура. Задействуя их в производстве биотоплива, можно достичь углеродной нейтральности, возможно, даже углеродной «отрицательности».

София Морган: В этом контексте давайте поговорим о биотопливе второго поколения. Будет ли преувеличением сказать, что производство биотоплива требует больше сельскохозяйственных угодий, нежели выращивание сельхозсырья? Влияет ли производство биотоплива на выпуск продуктов питания?

Джей Кислинг: Долгосрочная цель – производить биотопливо из культур, выращенных на маргинальных землях (тех, которые не используются для производства продуктов питания), или использовать для этого отходы пищевых культур. К примеру, целлюлозную биомассу, получаемую при очистке зерен пшеницы и кукурузы, из которых делают пищу.

София Морган: Может ли выращивание сельхозкультур для последующего производства биотоплива привести к повышению цен на продовольствие?

Джей Кислинг: Связь между ростом продовольственных цен и выращиванием сырья для биотоплива никогда не была окончательно доказана. Опять же, это вопрос выбора. Такая связь точно будет отсутствовать, если для выращивания биотопливного сырья не использовать земли, на которых произрастают культуры для последующего производства продуктов питания. Более того, использование в производстве биотоплива тех частей растений, которые не идут на производство пищи, позволит снизить продовольственные цены. Собирая биомассу и отправляя ее на выпуск топлива, фермеры смогли бы получить большую прибыль.

София Морган: В своей главе вы указываете, что жирные кислоты являются хорошим сырьем для современных видов топлива. Справедливо ли это применительно к биотопливу?

Джей Кислинг: То, что жир, отработанный в качестве масла для жарки продуктов, можно превратить в биодизельное топливо, известно достаточно давно. Из тех отходов, которые, в противном случае, были бы выброшены на свалку, можно получить биотопливо, используя технологии следующего поколения.

София Морган: Можно ли в технологии производства биотоплива совместно использовать жиры и зерновые культуры, или их следует применять отдельно?

Джей Кислинг: Цель – в том, чтобы иметь возможность их смешивать, задействуя, тем самым, неоднородную биомассу. Тем более что топливо – это не одна молекула, а множество молекул, смешанных таким образом, чтобы добиться тех или иных топливных свойств. По аналогии, производить биотопливо можно из различных источников.

София Морган: В какой стране, по вашему мнению, производство биотоплива лучше всего отвечает стандартам устойчивого развития?

Джей Кислинг: Бразилия, где существуют отличные климатические условия для выращивания сахарного тростника – сырья для производства этанола: бразильские производители добились наибольшего прогресса в использовании биомассы для выпуска этого топлива. Крупнейшим же производителем этанола в мире пока остаются США, но в Штатах он используется, в основном, в качестве оксигената бензина – добавки на нефтяной основе.

София Морган: Давайте не будем раскрывать все секреты вашей главы доклада, тем более что до его презентации осталось всего несколько недель. Спасибо за интервью!