Председатель Правления АО «СО ЕЭС» Федор Опадчий выступил с докладом на заседании Правительственной комиссии по обеспечению безопасности электроснабжения (Федерального штаба), посвященном подготовке к прохождению отопительного сезона 2021–2022 годов в Уральском Федеральном округе (УФО).

Заседание Федерального штаба состоялось 9 сентября в Сургуте под руководством министра энергетики Российской Федерации Николая Шульгинова. В мероприятии участвовали руководители региональных штабов УФО, руководство электроэнергетических компаний и представители региональных органов власти.

В ходе доклада Федор Опадчий представил динамику потребления электроэнергии и мощности в Объединенной энергосистеме Урала (ОЭС Урала). За 8 месяцев 2021 года энергопотребление в ОЭС Урала увеличилось на 3,8 % относительно того же периода прошлого года (без учета дополнительного дня високосного 2020 года). По прогнозу Системного оператора, в предстоящем ОЗП сохранится положительная динамика потребления. При сопоставимых температурных условиях величина прироста потребления электроэнергии составит 3,6 %, прирост максимального потребления мощности ожидается на уровне 2,5 % относительно ОЗП 2020/2021 года – до 36,2 ГВт.

Федор Опадчий представил информацию об энергообъектах, введенных с начала года в ОЭС Урала. В числе проектов, реализованных в 2021 году, – модульные ТЭС суммарной установленной мощностью 38,9 МВт, обеспечивающие электроэнергией промышленные предприятия в Свердловской и Челябинской областях. До конца этого года планируется ввод газопоршневой электростанции мощностью 206,8 МВт АО «Томинский ГОК» в Челябинской области.

Одной из тем доклада стало участие субъектов электроэнергетики ОЭС Урала в оказании услуг по обеспечению системной надежности. Председатель Правления АО «СО ЕЭС» отметил, что субъекты ОЭС Урала являются наиболее активными участниками рынка системных услуг. Доля энергоблоков ОЭС Урала в общем объеме генерирующего оборудования, участвующего в нормированном первичном и автоматическом вторичном регулировании частоты и перетоков мощности, в первой синхронной зоне составляет 50,4 % и 81,0 % соответственно. Участие электростанций в НПРЧ и АВРЧМ повышает надежность энергосистемы и ее способность без последствий для потребителей максимально быстро возвращать показатели своей работы к нормативным значениям в случае аварий.

Говоря о формировании целевой модели управления спросом на электроэнергию, руководитель Системного оператора отметил, что промышленные потребители ОЭС Урала являются активными участниками внедрения этого нового для ЕЭС России рыночного инструмента. Он позволяет повысить эффективность загрузки генерации за счет сокращения использования в пиковые часы наиболее дорогих мощностей, а также приводит к трансформации роли потребителей в энергосистеме, позволяя им выступать в качестве поставщиков ресурсов регулирования электроэнергетического баланса и получать дополнительный экономический эффект.

В ходе доклада руководитель Системного оператора представил информацию о рассматриваемом проекте по установке фазоповоротных трансформаторов (ФПТ) на Воткинской ГЭС, реализация которого позволит увеличить пропускную способность системообразующей сети ОЭС Урала и возможность выдачи мощности из ОЭС Урала и ОЭС Сибири в центральную часть ЕЭС России, что расширит диапазон для оптимизации загрузки электростанций при проведении конкурентных отборов ВСВГО и рынке на сутки вперед.

Еще одной темой доклада стало использование цифровых технологий при управлении электроэнергетическим режимом. Системный оператор совместно с субъектами электроэнергетики внедряет дистанционное управление оборудованием и устройствами РЗА энергообъектов в ОЭС Урала. В 2018–2020 годах реализовано дистанционное управление из диспетчерских центров оборудованием подстанции (ПС) 500 кВ Тобол и ПС 220 кВ Анна. На 2021–2022 годы запланирована реализация дистанционного управления оборудованием двух ПС 500 кВ, трех ПС 220 кВ и пяти ПС 110 кВ, а также оборудованием распределительного устройства Академической ТЭЦ.

В рамках программы цифровизации идет работа по внедрению системы мониторинга запасов устойчивости (СМЗУ). Она позволяет выполнять расчеты допустимых перетоков активной мощности для текущей схемно-режимной ситуации и тем самым обеспечивает возможность наиболее полного использования имеющейся пропускной способности электрической сети без снижения уровня надежности энергосистемы. В ОЭС Урала технология СМЗУ внедрена на 12 контролируемых сечениях, что позволило увеличить степень использования пропускной способности электрической сети 220 кВ и сети 500 кВ в этих сечениях на 10 % (50 МВт) и 12 % (500 МВт) соответственно. В 2021–2023 годах в ОЭС Урала планируется ввод СМЗУ еще на двух контролируемых сечениях.

Продолжается реализация пилотных проектов по организации информационного обмена в формате Общей информационной модели (Common Information Model, CIM) между Свердловским РДУ и АО «ЕЭСК», а также между Тюменским РДУ и АО «Россети Тюмень». На сегодняшний день от этих сетевых компаний в рамках постоянного информационного обмена в формате CIM в диспетчерские центры передается более 30 и 45 тысяч параметров соответственно. Полученные данные используются РДУ при оперативно-диспетчерском управлении объектами электроэнергетики. В настоящее время в рамках проектов ведутся работы по расширению информационного обмена Системного оператора с АО «ЕЭСК» и АО «Россети Тюмень» в унифицированном формате передачи данных для достижения целевых показателей, составляющих соответственно 60 и 410 тысяч параметров. Поэтапный переход к информационному обмену на базе разработанных национальных стандартов серии ГОСТ Р 58651, созданных на основе международных стандартов CIM, позволит существенно упорядочить информационные потоки между субъектами электроэнергетики, значительно увеличить связанность и целостность технологических данных в электроэнергетике, а также оптимизировать затраты на интеграцию различных информационных систем и их поддержку всеми субъектами отрасли.

В завершение Председатель Правления АО «СО ЕЭС» сообщил, что по состоянию на 9 сентября диспетчерскими центрами Системного оператора на территории Уральского федерального округа выполняются все показатели готовности к работе в осенне-зимний период 2021/2022 года.