ЗШО: нет проблем технологических, есть проблемы организационные
Большой блок вопросов по вовлечению в хозяйственный оборот золошлаковых отходов (ЗШО) угольных ТЭС и развитию экологически чистой угольной энергетики был рассмотрен в Государственной Думе РФ 26.07.2019 г. на заседании профильной секции Экспертного совета при Комитете ГД РФ по энергетике.
В дискуссии приняли участие специалисты федеральных министерств и ведомств, представители научных организаций, профессиональных объединений и ассоциаций, руководители угледобывающих, генерирующих, перерабатывающих компаний и предприятий, эксперты и аналитики в области экологии, переработки и утилизации ЗШО и т.д. К работе секции был приглашен журнал «Вести в электроэнергетике».
Открывая заседание, председатель секции по проблеме законодательного обеспечения повышения экологичности угольной генерации, включая проблему золошлаковых отходов угольных ТЭС Экспертного совета при Комитете Государственной думы по энергетике, заместитель председателя Комитета ГД по энергетике Дмитрий Исламов сообщил, что на рекомендации, выработанные в рамках «круглого стола» по проблеме ЗШО, проведённого Комитетом ГД феврале с.г., из федеральных министерств – энергетики, экономического развития, природных ресурсов, транспорта – пришли развёрнутые ответы, в которых оспаривается целый ряд важнейших позиций. В частности, возражения вызвала рекомендация об исключении отходов IV и V классов из категории отхода при их передаче для производства товаров и оказания услуг в качестве сырьевого ресурса, избыточным показалось введение законодательных норм по приоритетному применению ЗШО в дорожном и капитальном строительстве, «под прицелом» оказались и рекомендации по стимулированию спроса на ЗШО в районах их размещения и т.д. По всем этим моментам будут проведены дополнительные дискуссии и переговоры. Вместе с тем министерства выразили готовность участвовать в рассмотрении «дорожной карты» поэтапного вовлечения ЗШО в хозяйственный оборот, включая сферу строительства и производства золошлаковых материалов.
«Дорожная карта» будет сформирована в соответствии с комплексным планом, который в настоящее время разрабатывается в Министерстве энергетики РФ. Перед разработчиками стоит сложная задача: учесть интересы всех потенциальных участников рынка ЗШО, а также конечных потребителей, определиться с ответственностью сторон, сроками выполнения плана и, возможно, обозначить целевые показатели.
Как отметил заместитель директора департамента развития электроэнергетики Минэнерго РФ Петр Бобылев, комплексный план планируется завершить и представить в Правительство РФ до конца текущего года. Сейчас идёт работа по пяти направлениям: описание ЗШО (что такое золошлаковые отходы в разных ведомствах и тем более компаниях понимают по-разному); определение блока ограничений на основе отечественного и международного опыта; оценка возможностей (оценить эффективность действующих норм по обороту ЗШО за рубежом и посмотреть, будут ли эти нормы работать в России); составление карты рисков (в том числе предложение механизмов, позволяющих эти риски избежать); оценка экономических последствий (прежде всего, тарифных и ценовых) с целью прояснить, выиграет ли экономика страны от реализации предлагаемого плана?
П. Бобылев пригласил профессионалов всех заинтересованных сторон принять активное участие в доработке плана и формировании «дорожной карты».
Генеральный директор ООО «ПрофЦемент-Вектор», лидер консорциума «Феникс» Андрей Калачев сказал о том, что ещё в 2016–2017 гг. консорциумом была разработана «дорожная карта» по проблемам ЗШО. В её разработке участвовали ведущие эксперты из России, Европы, Индии, Китая. Наработанный материал консорциум готов передать в Минэнерго РФ для скорейшего продвижения работы.
Ответственный секретарь комиссии РСПП по горнопромышленному комплексу, советник генерального директора АО «СУЭК» Максим Довгялло акцентировал внимание на нюансах формирования карты рисков. В РСПП внимательно изучили проект комплексного плана Минэнерго РФ и считают, что на предлагаемую карту экономических рисков нужно наложить карту экологических рисков, а также рисков, связанных со здоровьем граждан. Тогда руководство страны, которое персонально отвечает за всё, что происходит в государстве, будет иметь полное представление о ситуации в регионах, а профильные структуры (властные, надзорные, промышленные и пр.) будут понимать, какие механизмы нужно включать в относительно безопасных и потенциально опасных районах.
Важность комплексного подхода в решении проблемы с оборотом ЗШО отметилзаместитель генерального директора ФГБУ «Российское энергетическое агентство» Минэнерго России, президент Национальной ассоциации производителей и переработчиков ЗШО Игорь Кожуховский.Он обратил внимание на то, что вопросы обращения с неопасными промышленными отходами (IV и V классов опасности) выпали из поля зрения экологической политики. Нужно, чтобы эта тема была чётко отражена в Национальном проекте «Экология» наряду с промышленными и коммунальными отходами.
Ключевым вопросом является развитие и повышение прозрачности рынков ЗШО. Необходима стандартизация данных рынков, повышение требований государства к безопасности производимой на основе ЗШО продукции, разработка технических регламентов по переводу отходов в материалы, а также методических подходов к ценообразованию на ЗШО и продукты и пр.
Следует серьёзно проработать вопросы инфраструктуры рынков, подумать, что выгоднее для участников и для страны в целом: оставить рынки ЗШО в конкурентной среде, создав региональных операторов, или вывести их в регулируемое поле с одним федеральным оператором? Все эти темы требуют всестороннего изучения и анализа.
Директор по стратегическому развитию ООО «Основа Холдинг» Игорь Антропенко, в свою очередь, предложил рассмотреть необходимость разработки бизнес-модели по созданию промышленных технопарков для строительства комплексов по переработке золы. Решение этой задачи позволит быстрее справиться с проблемой утилизации ЗШО на основе современных технологий.
«В области обращения с отходами у нас нет технологических проблем, есть проблемы организационные», – считает заведующий сектором ЗШО, ведущий научный сотрудник ОАО «Всероссийский теплотехнический институт» Юрий Целыковский. Он подчеркнул, что ещё в советское время в стране был наработан огромный опыт в части утилизации ЗШО, были сформированы отраслевые и межотраслевые НИИ и объединения, создано более 400 технологий, которые успешно применяются и сегодня. Зола давно используется в цементной, дорожной, строительной, других отраслях. Никаких проблем тут нет. Проблемы возникают в организационной плоскости. И организационные вопросы нужно решать грамотно, в том числе и с экономической точки зрения. Зачем энергокомпании тратить огромные средства на строительство нового золоотвала, если эти деньги можно потратить на вывоз ЗШО, либо создание дочернего перерабатывающего предприятия (как это сделали в своё время «Иркутскэнерго»), которое приносит прибыль? На первоначальном этапе «Иркутскэнерго» доплачивало «дочке» – «Ирутскзолопродукт» – за вывоз ЗШО. Когда же перерабатывающее предприятие вышло на прибыль, то не только стало покупать ЗШО у «Исркутскэнерго», но и часть прибыли перераспределять в счёт материнской компании.
Своими мыслями и предложениями поделились генеральный директор ООО «Иркутскзолопродукт» Сергей Бутаков, начальник отдела Департамента угольной и торфяной промышленной Минэнерго РФ Валерий Гришин, Начальник отдела экологии департамента госрегулирования тарифов, инфраструктурных реформ и энергоэффективности Минэкономразвития Владимир Максимов и другие.
Заместитель технического директора по охране окружающей среды ООО «Сибирская генерирующая компания» Константин Кушнир предложил актуализировать методику отнесения ЗШО к классам опасности. Он поделился опытом вовлечения ЗШО в хозяйственный оборот и подчеркнул, что из-за неадекватной методики надзорные организации экологической направленности получают возможность самовольно переводить отходы угольных ТЭС из одного класса опасности в другой, выставляя генерирующей компании внушительные экологические штрафы. По каждому отдельному случаю приходится разбираться в судах. Причём компания уже выиграла одно дело, теперь решается вопрос по второму. Представителя «СГК» поддержали коллеги-энергетики, которые согласились с тем, что к самому институту экологической экспертизы имеются большие претензии.
Так, А. Калачев отметил, что необходимо менять мотивацию Минприроды, как при проведении экологической экспертизы, так и при переводе ЗШО в неопасные классы отходов или в ЗШМ. Значимый шаг на пути к этому – разработка и принятие критериев отнесения ЗШО к ЗШМ.
Оживлённую дискуссию среди участников экспертной сессии вызвала тема стимулирования использования ЗШО в регионах их присутствия. Уже много лет в стране действует законодательная норма, которая запрещает добычу местных полезных ископаемых для нужд строительства, если в регионе есть ЗШО. Об этой норме мало кто знает, и реально она практически не работает, – заметил Д. Исламов. В связи с этим возникает вполне конкретный вопрос: нужно ли вводить запрет на использование минеральных природных материалов для нужд строительства в регионах при наличии в них ЗШО, которые по своим техническим и санитарно-гигиеническим нормам могут заменить природные материалы? Если да, то насколько он должен быть жёстким? Каким должен быть контроль за его применением?
П. Бобылев решительно высказался за ужесточение запретительной нормы и ввести контроль за её исполнением. Он согласился с тем, что нужно развивать стимулы, а не запреты, и в то же время подчеркнул, что стимулы должны быть разными и применяться с учётом конкретной ситуации. В стране существует масса примеров, когда буквально «в ручном управлении» приходится проводить жёсткие организационные меры. Достаточно напомнить, с каким трудом приходится «пробивать» развитие когенерации, что ведёт к закрытию десятков ненужных городских котельных, создающих множество проблем, в том числе экологических, и возвращению к эффективной работе ТЭЦ. Представитель Минэнерго полностью согласился с представителем «ВТИ», заявлявшем о необходимости совершенствования организационной деятельности.
В выступлениях экспертов также прозвучал ряд конкретных предложений. В частности, было предложено ввести квоту на применение ЗШО при гражданском, военном, промышленном, дорожном строительстве. Кроме этого, изменить порядок выдачи региональных лицензий на разработку месторождений песка и других материалов, применяемых в строительстве, с учётом наличия в регионе ЗШО. На стадии проектирования любого дорожного, промышленного и др. объекта закладывать в техническое задание требования на применение ЗШМ, что создаст контролируемый спрос на продукцию ЗШО, необходимые ориентиры для производства ЗШМ и новые стоимостные оценки в строительстве (стоимость ЗШМ должна быть вполовину ниже, чем традиционных природных материалов).
Если застройщик не желает использовать золу, то к нему можно применить механизм, наработанный в Китае: там инвестор заранее вносит штрафной платёж за неиспользование ЗШО и строит, из чего хочет.
В России проблема ЗШО стоит достаточно остро. Ежегодная выработка золошлаковых отходов составляет 20–22 млн тонн. Из них в переработку направляется всего 10%, в то время как в Европе уровень утилизации близок к 100%, в Китае – к 70%.
У 85% угольных электростанций РФ ёмкости существующих золоотвалов практически исчерпаны. Отсутствуют веские стимулы, побуждающие энергетиков заниматься вопросами реализации золы. Поэтому проблема ЗШО с каждым годом у нас только нарастает.
Исходя из сложившихся реалий, в консорциуме «Феникс» разработали оригинальную систему сухого золошлакоудаления (ССЗШУ-100), которая за счёт комплексных технических решений позволяет перерабатывать 100% ЗШО, создавая попутные продукты. Эту технологию планируется отработать на Артемовской ТЭЦ-2.
Подробно о ССЗШУ-100 и синергетическом эффекте от внедрения системы рассказал лидер консорциума «Феникс» Андрей Калачев.
Он отметил, что категорически против, чтобы электростанция занималась производством побочного продукта. Дело электростанции – генерировать электрическую и тепловую энергию, а экономическими стимулами для неё будут получение прибыли за счёт производства и сбыта попутной продукции (ППСУ) и снижение операционных затрат и амортизации. В конечном счёте, это позволит снизить тариф для потребителя.
По консервативным оценкам экспертов консорциума «Феникс» потенциал рынка ЗШО в стране составляет 30 млн тонн в год. При этом текущее потребление колеблется в районе 2,5 млн тонн. То есть, перспективы впечатляющие, и при правильной организационной и информационной политике они могут быть успешно реализованы.
Подводя итог дискуссии, Д. Исмаилов предложил до 01.09.2019 внести предложения по «дорожной карте» и комплексному плану, которые будут изучены и приняты для дальнейшей работы.
Людмила ЮДИНА