Интернет вещей  стал мощным трендом сегодняшнего технологического сознания. Вокруг все твердят о надобности внедрения ІОТ технологий. В противном случае, пиши – пропало: госучреждения, бизнес, социальный сектор, экономику ждет крах, затраты и убытки. Невзирая на столь активный социальный диалог экспертов, аналитиков, предметный разговор о важности интернета вещей получается крайне редко.

Поэтому мы решили выяснить, что же на самом деле может дать стране ІoТ, какие его плюсы, в чем таятся риски и почему же наши соотечественники так скупятся на внедрение технологических новшеств. Экспертом в этом поиске ответов на наиболее частые вопросы выступил независимый консультант Александр Хайтин

Прообразом ІоТ технологий были системы промышленной автоматизации. Даже в наше время некоторые специалисты считают IoT маркетинговым термином, под которым имеют ввиду давно известные технологии. Все же, стоит принять тот факт, что современный интернет вещей ускорил скорость передачи и обработки информации в существенной степени. IoT объединяет множество вещей: устройства с датчиками, приводы и контроллеры. Все они  способны подключаться к интернету. Эти устройства подключаются к сети и взаимодействуют между собой.

Теоретического обоснования важности использования технологий ІоТ недостаточно. Кроме этого, чтобы переубедить производителя внедрять подобные технологии недостаточно даже опыта других стран. Каждый хочет испробовать новшество самостоятельно и только тогда решить: быть или не быть интернету вещей в его бизнесе. Для того, чтобы решиться на пилотный проект, должна присутствовать сильная мотивация, которой зачастую выступает материальное благо.

Во время своего выступления на прошлогоднем IoT World Summit Russia Александр Хайтин подчеркивал, что для качественного предложения для бизнеса разработчикам IoT решений необходимо готовить комбинированные продукты. В противном случае заинтересовать промышленников будет крайне не просто.

По словам эксперта, в действительности объективная цель перехода на новые технологии проста – это деньги: «Любой вменяемый бизнес хочет больше прибыли: меньше потратить и больше заработать. Если речь идет о том, чтобы больше заработать, увеличить объемы производства, то каждый предприниматель весьма ограничен в своих действиях. Поскольку уже есть сложившийся рынок: какую индустрию ни возьми — хоть металлургию, хоть нефтегаз, хоть горнодобывающую — рынок сбыта уже настолько стабилен, что резервы экстенсивного роста зачастую исчерпаны».

Если невозможно увеличить прибыль, значит, нужно снижать затраты. Это именно тот момент, когда можно начинать говорить о пользе IоT технологий, так как именно они нацелены на то, чтобы уменьшать затраты, тем самым увеличивая доходы.

Александр Хайтин: «Сейчас бизнес стал весьма динамичным, и это приводит к тому, что существенным фактором для его управления, в том числе сугубо операционном, остается вопрос быстроты реакции. Вот что важно: своевременно и четко среагировать. Все течет, все меняется и течет это все более быстро, чем хотелось бы традиционным индустриям, но деваться опять некуда и надо учиться приспосабливаться к новым реалиям. Я не вижу другого выхода, кроме сокращений затрат повышения эффективности, сокращения времени реакции и повышения гибкости производства, бизнеса, чего угодно.

Все это нам дает IоT: передача данных, сенсор, канал, хранения данных и дальше обратная цепочка. Это отдача активным устройством команд, которые должны на месте исполняться. В итоге, вершиной всего этого является прямое взаимодействие устройств между собой. Легко заметить, что здесь достигается два результата, во-первых, можно добыть неограниченно много данных и теоретически настроить его ограниченным, настроить его огромным набором данных, а во-вторых, можно принимать более обоснованные лучшие решения.»

Масштабы позитивного влияния новых «умных» решений на разные сферы человеческой жизни очевидны и впечатляющие, но здесь возникает другой не менее важный вопрос. Сколько же стоят IоT устройства и во сколько обойдется эта роскошь для предприятия?

Цена IoT-проекта зависит от количества устройств, задач и сферы применения. На их реализацию обычно уходит от одного до трех месяцев. Чаще всего такие проекты подразумевают оплату подписки на облачный сервис, а не разработки и внедрения. Оптимальный бюджет, например, для завода с 3-4 производственными линиями оценивается в районе 7-10 млн рублей. Многих это пугает, поскольку всегда существуют риски, а отечественный производитель не готов так рисковать.

Однако, есть и положительные примеры. YANDEX DATA FACTORY заключила контракт с компанией «Газпром нефть». А. Хайтин отмечает: «Очень ценно, что один из лидеров нефтегазовой отрасли столь серьезно и активно подходит к цифровой трансформации и ориентирован на получение конкретных результатов. Мы рассчитываем в ближайшее время увидеть все больше практических примеров интеграции искусственного интеллекта в промышленное производство».

Сотрудничество такого крупного экономического игрока как «Газпром нефть» и  YANDEX DATA FACTORY должно быть отличным примером для других компаний. Эта кооперация в сфере внедрения новых «умных» решений способна показать, насколько важен факт перехода на новые стандарты и технологии в современном мире.

IoT — мощный инструмент и его точно будут использовать. Вопрос только в том, кто его лучше применит – один производитель или другой. Вот и все. Стране нужно время и собственный опыт, чтобы понять и принять новые возможности инновационных  технологий.

Обсудить перспективы развития Интернета вещей и возможностей его применения в энергетике, а также познакомиться с готовыми смарт решениями для энергорынка России можно будет на Smart Energy Summit 2018 в Москве 27-28 марта.