Как поднять эффективность и качество теплоснабжения в стране и сделать теплоэнергетическую отрасль инвестиционно привлекательной обсудили участники парламентских слушаний «О реформе теплоснабжения», состоявшихся 6 февраля 2017 года в Государственной Думе РФ. В работе приняли участие представители федеральных и региональных органов власти, органов местного самоуправления, Госдумы и Совета Федерации РФ, руководители энергетических компаний, общественных организаций и объединений. К участию в парламентской дискуссии был приглашён отраслевой журнал «Вести в электроэнергетике». В режиме конференц-связи в слушаниях приняли участие представители законодательных собраний Владимирской, Ленинградской, Челябинской, Омской, Тюменской областей, а также Государственного Собрания – Курултай Республики Башкортостан.

Председатель Комитета по энергетике Госдумы РФ Павел Завальный отметил, что сектор теплоэнергетики и централизованного теплоснабжения является в нашей стране устойчиво убыточным (в 2012–2014 гг. его рентабельность колебалась на уровне 10 %). В связи с этим возникла острая необходимость скорректировать ценовую модель рынка тепла и сбалансировать рынки тепловой и электрической энергии таким образом, чтобы теплоснабжение стало конкурентным, экономически оправданным и доступным для потребителей видом деятельности.

Как отметил заместитель Министра энергетики РФ Вячеслав Кравченко, основная цель законопроекта – повысить эффективность генерации, работающей на основе комбинированной выработки электрической и тепловой энергии. Ключевое значение имеет переход на новые принципы формирования целевой модели рынка тепловой энергии. Данная модель призвана изменить систему взаимоотношений на рынке тепла таким образом, чтобы все участники  процесса теплоснабжения были экономически заинтересованы в развитии и повышении эффективности теплоснабжения. В предлагаемой модели главным закупщиком и поставщиком тепловой энергии на своей территории и в своей ценовой зоне становится Единая теплоснабжающая организация (ЕТО). ЕТО одновременно становится главным и единым центром ответственности за функционирование систем теплоснабжения (сейчас эта ответственность размыта между бизнесом, муниципалитетами и региональными администрациями).

Законопроектом также предлагается заменить  государственное тарифное регулирование в тепловой сфере введением предельной цены на тепловую энергию для конечного потребителя, которая рассчитывается по методу «альтернативной котельной» – то есть, такой котельной, которая могла  бы быть построена в данном населённом пункте и давала бы тепло по данной цене. В этих условиях потребитель может выбирать: оставаться ли ему в централизованной зоне теплоснабжения, или строить свой источник тепла.

Предлагаемая правительством новая модель подходит далеко не всем территориям (она рассчитана в большей степени для крупных городов), подчеркнул В. Кравченко. Поэтому главной особенностью законопроекта является добровольность его применения.

Вопрос о реформировании теплоэнергетики обсуждается на уровне Госдумы не впервые. Разработанный в Правительстве России и принятый ГД в первом чтении 16.12.2016 законопроект «О внесении изменений в Федеральный закон «О теплоснабжении» и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ по вопросам совершенствования системы отношений в сфере теплоснабжения» получил поддержку как среди представителей всех уровней власти, так и среди энергетического сообщества. Вместе с тем практически все заинтересованные стороны отметили: чтобы закон действительно имел позитивные последствия, его необходимо серьёзно доработать.

Как отмечали участники парламентских слушаний, в нынешнем виде законопроект таит ряд серьёзных опасностей. Первый заместитель председателя Государственной Думы Иван Мельников высказал опасения, что переход на новую модель спровоцирует рост цен на тепло. На отсутствие внятной картины тарифных последствий для населения обратил внимание и директор Института проблем ценообразования и регулирования естественных монополий «Высшей школы экономики» Илья Долматов. «Цены будут расти, но очень постепенно и по понятным принципам», – пояснил В. Кравченко.

Кроме того, по мнению многих выступающих, создание ЕТО неминуемо приведёт к установлению монополии на рынке тепла со всеми вытекающими последствиями. В итоге, вместо развития конкуренции, заложенного в цели законопроекта, можно прийти к обратным результатам.

Явная опасность состоит и в том, что согласно законопроекту ответственность ЕТО за теплоснабжение потребителей определяется только гражданско-правовыми нормами. Да, для ЕТО вводится система штрафов за перерывы в теплоснабжении, однако ни слова не сказано об ответственности за тяжёлые аварии, их ликвидацию и компенсацию за них. Все эти обязательства остаются за местными органами власти. Есть много и других вопросов, связанных с технологическим присоединением к сетям, с входом и выходом из ЕТО, с распределением ролей и полномочий при разработке схем теплоснабжения и т.д.

Множество «непонятных моментов» и «мин замедленного действия», способных привести к внутрирыночным войнам и социальному взрыву, заставили одних участников усомниться в необходимости его дальнейшего продвижения, других – забеспокоиться о том, как бы глобальное внесение поправок не изменило саму концепцию будущего закона.

Участники парламентских слушаний согласились с тем, что ситуация в области теплоснабжения сложилась катастрофическая. Без глубокого реформирования отрасль развиваться не в состоянии. А значит, нужно приложить максимум усилий, знаний, анализа практического опыта, чтобы создать приемлемый закон, «работающий» на отрасль и общество, а не против них.