Китай резко нарастил темпы одобрения проектов новых угольных ТЭС
Темпы предоставления разрешений на строительство угольных теплоэлектростанций (ТЭС) в Китае резко выросли в прошлом году. Если в 2021 г. разрешения получили тепловые электростанции общей мощностью 23 гигаватта (ГВт), то в 2022 г. этот показатель достиг 106 ГВт, согласно данным Global Energy Monitor. Темпы ввода угольных ТЭС ускорились с 26,2 ГВт в 2021 г. до 26,8 ГВт.
Темпы ввода новых объектов в угольной генерации должны вырасти еще сильнее за счет уже реализуемых проектов: к началу 2023 г. в КНР на стадии строительства находилось 115,5 ГВт угольных ТЭС, из них 45,2 ГВт приходилось на станции, сооружение которых началось в 2022 г. Четверть строящихся ТЭС приходится на автономный район Внутренняя Монголия (16,4 ГВт) на севере КНР, а также провинцию Гуандун (14,5 ГВт) на юге страны. Семерку регионов-лидеров замыкают провинции Шаньдун (9,3 ГВт) и Цзянсу (8,3 ГВт) на востоке КНР, а также регионы Ганьсу (6 ГВт) и Шэньси (8,7 ГВт) в центральной части станы и Хунань (7,1 ГВт) на юго-востоке.
Темпы закрытия угольных ТЭС, наоборот, замедляются: если в 2021 г. было выведено из эксплуатации 5,2 ГВт генерирующей мощности, то в 2022 г. – 4,1 ГВ. Торможение связано с пересмотром политики в отношении малых и низкоэффективных ТЭС, которые в середине 2010-х полностью закрывались, а теперь остаются в эксплуатации в качестве резервных мощностей.
По оценке Global Energy Monitor, строительство новых угольных ТЭС не приведет к резкому увеличению выбросов CO2 благодаря одновременному вводу объектов в низкоуглеродной генерации. Например, в 2021 г. Китай обеспечил 52% прироста глобальной мощности ветровых электростанций и 40% – солнечных панелей. При этом за неполный 2022 г. в КНР был подключен к сети больший объем мощности ветровых (7,6 ГВт) и солнечных генераторов (9,2 ГВт), чем суммарно в США и Германии (5,2 ГВт и 2,4 ГВт соответственно).
При этом Китай активно развивает отрасль улавливания, утилизации и поглощения углекислого газа (CCUS). По данным Oil and Gas Climate Initiative, в стране до 2030 г. будет реализовано 16 CCUS-проектов, в том числе шесть – в электроэнергетике, четыре – в газопереработке и нефте- и углехимии, а остальные шесть – во всех прочих секторах промышленности. Становлению отрасли будет содействовать и строительство четырех хранилищ CO2, которые будут расположены в нефтеносных бассейнах Сунляо и Бохай Бэй на северо-востоке КНР, а также в бассейнах Джунгария на северо-западе и Ордос на севере центральной части страны.
Ряд промышленных технологий уже сегодня используют углекислый газ, отмечал лауреат премии «Глобальная энергия» Зинфер Исмагилов в интервью изданию «Вести в электроэнергетике». «Это, в первую очередь, производство мочевины, метанола, полимеров, моторных топлив и т.д.». По мнению З. Исмагилова, использование CO2 в производстве новых продуктов может стать альтернативой его закачки в нефтяные пласты для повышения нефтеотдачи. «Чтобы закачать углекислый газ в пласт, нужно давление. Для получения давления нужно сжечь метан или другое топливо. А при сжигании метана выделяется СО2. Вот такой круговорот. Кроме того, нужно считать, сколько углекислого газа и куда можно закачать. Ведь тех ёмкостей, откуда были добыты нефть и природный газ, для закачки СО2 не хватит. Поэтому очень важно переходить на новые принципы работы с углекислым газом», – пояснял он.
Зинфер Исмагилов – лауреат премии «Глобальная энергия» 2021 г. Новый номинационный цикл премии стартовал 1 января и продлится до 20 апреля 2023 г. Заявки принимаются в трех номинациях – «Традиционная энергетика», «Нетрадиционная энергетика» и «Новые способы применения энергии». Выдвинуть кандидата можно в специальном разделе сайта ассоциации «Глобальная энергия».