Компанией Enel и Европейским домом «АМБРОЗЕТТИ» проведено исследование «Управление энергетическим переходом в Европе»
Исследование «управление энергетическим переходом в европе», проведенное компанией enel и европейским домом «амброзетти»: повышение качества управления для привлечения инвестиций и обеспечения достижения целей в области климата и энергетики к 2030 году
- В исследовании анализируется отставание Европейского Союза и Италии в достижении целей по декарбонизации до 2030 г., в том числе в свете последнего пакета инициатив «Fit for 55», и определение инвестиций, необходимых для устранения отставания.
- Рассматривается сложная система законодательства ЕС и Италии в сфере энергетического перехода и выявляются недостатки, которые необходимо преодолеть, чтобы в полной мере использовать его преимущества.
- Кроме того, в рамках исследования были определены семь предложений для усовершенствования управления, и, таким образом, извлечения экономических, социальных и экологических выгод от энергетического перехода на уровне Италии и Европы.
Положительное влияние на внутренний валовый продукт (ВВП) и уровень занятости населения, а также различные преимущества для экологии. Эффективное управление переходом к безопасной энергетике через повышение эффективности управления – важнейшее условие не только для обеспечения устойчивого развития системы, но и для использования удобной возможности для создания ценности и рабочих мест. Это следует из исследования «Управление переходом к безопасной энергетике в Европе», которое было проведено Фондом Enel Foundation и Европейским домом «Амброзетти» в сотрудничестве с компанией Enel. Исследование было представлено в рамках Форума Европейского дома «Амброзетти», на пресс-конференции, в которой приняли участие Валерио Де Молли, управляющий партнер и президент Европейского дома «Амброзетти», Франческо Стараче, генеральный директор компании Enel, и Стефано Мансервизи, профессор и член Международной независимой рабочей группы по вопросам климата из Парижской школы международных отношений.
«Решение ЕС сократить выбросы парниковых газов на 55%, а не на 40%, к 2030 году по сравнению с уровнем 1990х годов., вкупе с недавно принятым пакетом «Fit for 55», подтверждает, что декарбонизация стоит в центре создания Европы будущего», – заявил Франческо Стараче, генеральный директор компании Enel. «Устранение нехватки инвестиций в размере около 3,600 млрд евро, которые необходимы для достижения целей в Европе до 2030 г., включая примерно 190 млрд евро в одной лишь Италии, будет иметь совокупное воздействие на ВВП в размере более 8,000 млрд евро, включая 400 млрд евро в Италии. Тем не менее, текущими темпами Европа сможет достичь целей по возобновляемым источникам энергии, которые запланированы до 2030 года, только в 2043 году, а это слишком поздно, и жаль терять такую возможность для создания экономической ценности. Следовательно, необходимо ускориться и обеспечить себя системой управления, соответствующей масштабам задачи и способной воплотить намерения в конкретные действия, используя при этом огромные возможности, вытекающие из этого обязательства».
«В Европе наступило время быстрыми темпами осуществить энергетический переход, воспользоваться возможностью полностью изменить восприятие и управление всем энергетическим сектором. Этот сектор может стать катализатором долгосрочного видения будущего, потенциала, о котором в Европе хорошо знают», – отметил Валерио Де Молли, управляющий партнер и президент Европейского дома «Амброзетти». – «Обязательство Европы было подтверждено и в дальнейшем покреплено недавно принятым пакетом «Fit for 55», в котором говорится о весьма амбициозном пути перехода к безопасной энергетике. Европе придется приложить больше усилий для реализации изменений, поскольку текущими темпами континенту не удастся достичь своей цели по снижению выбросов парниковых газов на 55% к 2030 году, это получится осуществить только в 2051 году, на 21 год позже. Что касается возобновляемых источников энергии, такими темпами новая цель (40%) до 2030 года будет достигнута только в 2043 году. С точки зрения энергоэффективности, исходя из текущих темпов улучшений, цель +36% в Европе будет достигнута не в 2030, а в 2053 году».
Изменение климата – одна из самых серьезных проблем современности, глобальная угроза, которую не останавливают границы государств и которая имеет прямые последствия для жизни человека. С 1990-х годов ЕС играет ведущую роль на международном уровне в борьбе с изменениями климата, принятии своевременных мер и установлении крайне амбициозных целей по снижению выбросов парниковых газов, увеличению доли энергии, получаемой из возобновляемых источников, и повышению энергоэффективности. За последние два года Европейская Комиссия повысила планку, и в июле 2021 г. цель по снижению объемов парниковых газов изменили с 40% до 55% к 2030 г. по сравнению с показателями 1990х годов. Эта цель амбициозна, и в следующем десятилетии она укрепит положение ЕС как глобального лидера энергетического перехода.
Инвестиции в отрасли, задействованные в процессе энергетического перехода, принесут прямые преимущества на многих уровнях, как в Европе, так и в Италии. Исследование показывает, что преодоление инвестиционных разрывов в течение последующих 10 лет может дать кумулятивный эффект на ВВП в размере более 8,000 млрд евро в ЕС и более 400 млрд евро в Италии.
Таким образом, у Европы есть беспрецедентная возможность инициировать необходимые инвестиции. «ЕС нового поколения», долгосрочный план стоимостью 750 млрд евро, направленный на создание более сплоченной, экологичной и устойчивой Европы, стоит в центре стратегии восстановления Европы. Италия — страна, которая является основным бенефициаром инициативы «ЕС нового поколения»; в стране разработан «План национального восстановления и устойчивости» (NRRP) на сумму 235 млрд евро, 30% из которой выделено на реализацию миссии «зеленая революция».
Перед лицом величайшей возможности для создания ценности и срочности, вызванной изменениями климата, исследование показывает, что текущими темпами Европа достигнет своей цели по сокращению выбросов парниковых газов на 55% только в 2051 году, т. е. с отставанием на 21 год по сравнению с ранее запланированным 2030 годом. Что касается других новых целей в области возобновляемых источников энергии (40%) и энергоэффективности (+36%), и здесь Европа отстает, поскольку такими темпами цели будут достигнуты в 2043 и 2053 годах соответственно. В Италии NECP еще предстоит пересмотреть с учетом принятия пакета «Fit for 55». Новые цели до 2030 года для Италии, скорее всего, будут включать снижение выбросов парниковых газов на 43%, вклад ВИЭ составит 37,9%, а увеличение энергоэффективности – 46,4%. Оценка текущих показателей Италии в достижении указанных целей показывает, что в среднем отставание составляет 29 лет по сравнению с 19 годами в Европе, при этом отставание в области ВИЭ составляет 24 года.
Таким образом, необходимо резкое изменение курса, которое позволит Европе привлечь инвестиции, необходимые для сокращения отставания и ускорения создания экономической ценности. Для обеспечения необходимых инвестиций необходимо устранить имеющиеся препятствия в управлении энергетическим переходом. В исследовании была проанализирована имеющаяся структура управления, определяемая как набор ролей, правил, процедур и инструментов (на законодательном, исполнительном и контролирующем уровнях), имеющая отношение к управлению энергопереходом и направленная на достижение стратегических и операционных целей. Исследование демонстрирует, что существуют три основные проблемы на пути управления процессом перехода в Европе. Во-первых, энергетика является общей сферой ответственности стран-участниц и ЕС; далее, есть растущая потребность во внедрении новой «непрямой» системы исполнения и, наконец, необходимо укрепить новый механизм управления «зелеными» целями. В Италии эффективность управления энергопереходом ограничивается пятью факторами: частичная ответственность различных заинтересованных лиц на различных уровнях, неоднородное местное законодательство и применение государственного законодательства на местах, слабое участие и ответственность институциональных органов и местного сообщества, что подрывает социальную приемлемость, соответствующая неэффективность технических и административных государственных органов и неоднородная подготовка межотраслевых политик.
Чтобы преодолеть проблемы, указанные выше, в исследовании выдвинуто семь предложений, которые разделены по принципу, относятся они к Европе (как в рамках внутренней, так и внешней политики) или Италии. Что касается внутренних дел Европы, предлагается укрепить взаимодействие в вопросах управления процессом энергетического перехода, официально признав его ведущую роль и приняв региональный подход в интересах рыночной интеграции в Европе. Касательно внешней политики ЕС, в исследовании предлагается разработать механизм корректировки выбросов углекислого газа (CBAM) на международном уровне и поощрять более эффективные механизмы, чтобы обеспечить соответствие национальных инициатив целям Парижского соглашения. Что же касается Италии, в исследовании предлагается упростить процедуры получения разрешений для станций ВИЭ и продвигать инициативы, направленные на повышение энергоэффективности. Кроме того, предлагается унифицированный и стандартизированный механизм взаимодействия с местными органами, с одной стороны, и сбытовыми компаниями (системными операторами), с другой стороны, чтобы содействовать развитию инфраструктуры для зарядки электромобилей. Наконец, предлагается содействовать полной интеграции промышленных районов и местных бизнес-кластеров, инновационных экосистем и энергетических сообществ в национальную распределительную систему.