Комитет по экологии и охране окружающей среды Ассоциации менеджеров России провел круглый стол «Год в кризисе. Смог ли бизнес адаптироваться к санкциям благодаря послаблениям в экологическом регулировании?»

Участники мероприятия отметили, что за последнее время законодательное регулирование в сфере экологии изменилось, но при этом бизнес этого не почувствовал. «Площадка нашего комитета – это возможность обозначить проблемы, выслушать все заинтересованные стороны и найти решения», — отметила сопредседатель комитета по экологии и охране окружающей среды Ассоциации менеджеров, директор Департамента внешних коммуникаций Эн+ Ольга Санарова.

По словам старшего юриста «Меллинг, Войтишкин и Партнеры» Романа Ишмухаметова, даже в новых условиях крупный бизнес продолжает развитие зеленых проектов. «С учетом ограничительных мер, сокращение доступа к ИС и технологиям, логистических разрывов и других сложностей сохраняется устойчивый интерес бизнеса. Зеленые проекты можно назвать как «вытягивающие проекты-маяки», –  отметил эксперт.  Партнер Orchards Юрий Аксенов отметил, что в экологическом регулировании происходит «смена методов, но не курса», новые законы содержат нормы, которые можно трактовать достаточно широко, суммы штрафов огромные, а по некоторым нарушениям срок давности более 20 лет.

По словам заместителя директора по устойчивому развитию РУСАЛа Ивана Ребрика, административный прессинг на бизнес не снижается, но власти слышат предложения и готовы их обсуждать на площадках экспертных советов при министерствах. При этом Ребрик отметил, что суммы потенциальных штрафов могут значительно превышать суммы инвестиций в модернизацию заводов. Многие промышленные предприятия, построенные десятки лет назад, придется просто закрыть, если начать незамедлительно применять к ним требования законодательства.  Директор по устойчивому развитию Эн+ Антон Бутманов высказал мысль о необходимости координации органов власти с потребностями бизнеса. Так, по его словам, государство могло бы выступить с инициативой об учете углеродного следа при размещении госзакупок, чтобы стимулировать складывающийся рынок углеродных единиц.

Кроме того, на примере Иркутской области, которая нуждается в газификации, эксперт отметил, что планы по переходу на экологически чистое топливо должно стать элементов государственной политики. Татьяна Пригожина, директор по стратегическому развитию ЦЕМРОС, в своем докладе отметила, что российским компаниям фактически стало недоступно зеленое финансирование, которое рассматривалось как один из способов развития. Сейчас, по ее мнению, компании заинтересованы в долгосрочных доступных кредитных средствах, потому что экологические проекты долгосрочные и дорогие.

Евгений Шварц, руководитель Центра ответственного природопользования Института географии РАН, доктор географических наук предостерег от снижения экологических требований и отказа от международных углеродных стандартов. «Мы лишим себя экологически более чувствительных, но экономически более выгодных экспортных рынков», – пояснил он.

Директор по развитию Сarbon Zero Владислав Березовский заметил, что спрос на российскую систему учета углеродных единиц есть, и его формирует не только экспортно ориентированный бизнес.

Депутат Госдумы, заместитель комитета по промышленности и торговле Александр Дроздов рассказал, что по его данным количество проверок бизнеса в 2022 году составило 350 тыс., годом ранее 1,5 млн. Он считает, что для бизнеса важны как финансовые, так и нефинансовые меры стимулирования. «Хорошей площадкой для выработки совместных решений служат думские межфракционные комитеты, где законодатели, представители бизнеса и общества могут обсудить экологические вопросы. Нужен более тесный диалог», — заключил депутат.

Наталья Соколова, руководитель союза энерго-экологической безопасности, отметила, что бизнес испытывает большие сложности с закупкой требуемого законом экологического оборудования, импортная техника практически стала недоступна из-за санкций. С другой стороны, административная нагрузка на бизнес в части проведения проверок не уменьшается, а по некоторым экологическим проверкам даже увеличивается.