Лазейка для фальсификата
В Минске (Беларусь) завершился восьмой Международный форум «Антиконтрафакт-2020», проходивший в связи с пандемией коронавируса в онлайн-формате.
В рамках форума состоялась секция «Кабельная отрасль: противодействие недобросовестным участникам рынка», в работе которой приняли участие представители России, Белоруссии, Казахстана. К дискуссии был приглашён журнал «Вести в электроэнергетике».
Представители кабельной отрасли и профильных государственных структур отмечали, что кабельный рынок, основательно зачищавшийся от фальсификата все последние годы, вновь стал наполняться сомнительными изделиями. Этой теме на форуме «Антиконтрафакт-2020» была посвящена целая сессия, в которой приняли участие специалисты из России, Белоруссии и Казахстана.
Отмечая важность проблематики, руководитель Центрального межрегионального территориального управления (ЦМТУ) Росстандарта Марина Калинникова подчеркнула, что фальсификация кабельно-проводниковой продукции (КПП) представляет прямую угрозу жизни и здоровью граждан, наносит колоссальный вред их имуществу.
Согласно статистике, более 60 % пожаров и аварий в общественных зданиях, спортивных и торгово-развлекательных комплексах, на электростанциях, транспорте, в электрических сетях, происходит по вине кабельных изделий. Причиной высокой опасности кабеля является нарушение технического регламента при его производстве, применение несоответствующих материалов, в том числе вторичного сырья.
По мнению представителей кабельной отрасли, есть две основные причины появления фальсификата на рынке КПП – алчность и нужда, которые обострились в период пандемии.
Недобросовестные производители, стремясь к максимальной прибыли, экономят на металле токопроводящей жилы, используют низкокачественные материалы при изготовлении изоляции и оболочки, «перескакивают» технологические этапы при производстве кабеля. Всё это ведёт к изменению характеристик изделий, преждевременному старению изоляции, перегреву электропроводки и, как следствие, – к коротким замыканиям, пробою изоляции, поражению человека током и пожарам.
Заместитель генерального директора Ассоциации «Электрокабель», куратор работы организации по задачам Комитета «Антиконтрафакт» и проекта «Кабель без опасности» Юрий Кауканайнен обратил внимание на то, что в текущем году появились новые тенденции в области фальсификата.
Недобросовестный бизнес находит новые лазейки, позволяющие дополнительную прибыль «из воздуха». Так, одной из тенденций последнего полугодия 2020 г. стало появление изделий с низкими показателями по дыму. Удивительно, но производителями новаторских изделий являются кабельные заводы, которые никогда не блистали «продвинутой» продукцией. Как им удаётся достигнуть низких параметров по дыму (в маркировке указываются показатели 29 % при нормативе 50 %), откуда они берут уникальные пластикаты, когда на рынке крайне сложно найти даже просто хорошие, — трудно сказать. Ю. Кауканайнен заявил о решении отправить часть образцов данной продукции на дополнительные исследования с целью проверки реального состава пластикатов. Он добавил, что в 2021 г. должен появиться ГОСТ по пластикатам, который будет содействовать наведению порядка в технологии изготовления кабеля.
Ещё одним источником прибыли для недобросовестных производителей стал…ГОСТ. В последнее время на рынке силовых кабелей всё чаще стали появляться «двойники» ГОСТов. Производитель на маркировке продукта крупным шрифтом указывает ГОСТ, а мелким – ТУ (технические условия, принимаемые непосредственно на предприятии). Введённый в заблуждение потребитель покупает кабель, который заведомо не может выдержать тех нагрузок, допускаемых по ГОСТу. А это – путь к новым трагедиям.
Как с этим бороться? На нарушителей накладываются штрафы, а ситуация не меняется. Практика показывает, что под штрафные санкции попадают одни и те же предприятия. Потому что им выгоднее заплатить штраф и получить гораздо большую прибыль от реализации фальсификата, чем менять технологию производства. Значит, нужно использовать и другие инструменты.
Одним из наиболее эффективных может стать применение оборотного штрафа в отношении жуликов. Это очень чувствительный экономический механизм, благодаря которому производителю станет невыгодно выпускать несоответствующую ТУ продукцию.
Одновременно следует провести проверку органов, выдающих сертификаты. Область сертификации – ещё одна не совсем прозрачная сфера кабельного рынка. Поэтому к ней особенно много вопросов. Например, как ничем не примечательные лаборатории (на основе испытаний которых выдаётся сертификат соответствия) умудряются проводить сотни и даже тысячи испытаний в год, если даже самая успешная испытательная лаборатория не может провести более 100?
Не менее занимательный вопрос – почему российские изготовители кабеля предпочитают проводить испытания образцов не в своей стране, а в лабораториях Евразийского союза? Например, в 2020 году каждый шестой сертификат был выдан на основе протоколов Астанинской лаборатории (Казахстан). Даже в период тотального закрытия границ из-за коронавируса каким-то образом продукты переправлялись по всему ЕАЭС.
В борьбе с фальсификатом все методы хороши, – отмечает заместитель генерального директора ВНИИКП Евгений Васильев. Но работа должна быть системной. Чтобы пресечь производство недопустимой продукции, необходимо сделать ГОСТы обязательными для всех. В технических оценках кабельно-проводниковой продукции не должно быть никакой самодеятельности. Кроме того, необходимо разрабатывать новые ГОСТы, содержащие новые требования и параметры к материалам, используемым для производства КПП.
Это очень верный подход, согласен генеральный директор завода «Электрокабель» Дмитрий Пташинский. Поскольку он дисциплинирует в первую очередь малый бизнес, на долю которого и приходится основная часть фальсификата. «Достаточно посмотреть на цены, чтобы понять, что потребителям предлагается неполноценный и небезопасный продукт», – сказал он. В этих условиях нужна системная работа надзорных органов на предприятиях, считает гендиректор. Нельзя ограждать от проверок малый бизнес. Как известно, правительством России принято решение запретить плановые проверки малого бизнеса с 2016 по декабрь 2021 года. Для кабельной отрасли такой подход критичен. Ведь почувствовав безнаказанность, малый бизнес пустился во все тяжкие. В Орловской области, например, появился целый кабельный кластер из семи предприятий, три из которых в этом году привлечены к административной ответственности за фальсификат. Требования, заложенные для кабельных изделий как минимальные, должны тщательно проверяться, в том числе непосредственно на предприятиях. Иначе не избежать потерь и человеческих жертв, связанных с использованием фальсифицированного электрокабеля», – считает Д. Пташинский.
О проблемах и национальной специфике борьбы с фальсификатом рассказали также заместитель генерального директора крупнейшего в Белоруссии завода по производству кабельно-проводниковой продукции «Энергокомплект» Игорь Водопьянов и директор по продажам ГК «Энергокомплект», «Союз производителей кабельной продукции Казахстана» Василий Лебедев.