АО «Системный оператор Единой энергетической системы» и ООО «ИНОВАТТ» провели натурный эксперимент по изменению потребления базовых станций сотовой связи, подтвердивший возможность организации агрегированного участия в программах управления спросом в ЕЭС России территориально распределенных потребителей розничного рынка электроэнергии небольшой мощности.

В рамках натурного эксперимента осуществлялось агрегированное управление потреблением электроэнергии географически распределенных базовых станций мобильной связи ООО «T2 МОБАЙЛ» (торговая марка «TELE2») и ПАО «МТС», расположенных на территории Москвы и Московской области. В результате эксперимента была подтверждена принципиальная возможность объединения регулировочных возможностей группы потребителей небольшой единичной мощности (в данном случае – менее 2 кВт) для участия в управлении спросом в качестве единого объекта.

Программой эксперимента были установлены необходимый совокупный объем и длительность разгрузки задействованного оборудования, электроснабжение которого в течение периода разгрузки осуществлялось от накопителей на основе литий-ионных аккумуляторов, которыми оснащены базовые станции.

В ходе эксперимента после получения от Системного оператора сигнала о необходимости разгрузки компания «ИННОВАТТ», выступившая в роли агрегатора управления спросом, обеспечила распределение совокупного объема и длительности разгрузки между пятью станциями связи без влияния на режим их работы. Управление потреблением базовых станций осуществлялось дистанционно с использованием разработанного ООО «ИННОВАТТ» программно-аппаратного комплекса.

Результаты эксперимента представлены на состоявшемся 26 июня 2018 года семинаре-совещании по вопросам развития управления спросом на электроэнергию (ценозависимого снижения потребления, ЦЗСП) в ЕЭС России и реализации пилотных проектов в этой сфере.

Успешное проведение натурного эксперимента имеет важное значение для формирования нового типа специализированных организаций – агрегаторов управления спросом, обеспечивающих участие в ЦЗСП потребителей розничного рынка электроэнергии. Создание таких организаций было предложено Системным оператором в рамках работы по развитию технологии управления спросом на электрическую энергию в России. Для этого в рамках утвержденной Правительством РФ «дорожной карты» Национальной технологической инициативы «Энерджинет» была разработана «Концепция функционирования агрегаторов распределенных энергетических ресурсов в составе ЕЭС России. Агрегаторы управления спросом на электроэнергию».

Проведенный эксперимент стал очередным шагом к реализации предусмотренных концепцией пилотных проектов, в ходе которых агрегаторы будут работать на рынке услуг по обеспечению системной надежности.

О ценозависимом снижении потребления

Экономическое управление спросом (англ. – Demand Response), или ценозависимое потребление, подразумевает добровольное снижение энергопотребления конечным потребителем при определенных экономических сигналах рынка электроэнергии с получением экономической выгоды за осуществление такого снижения потребления. С точки зрения общесистемных эффектов по управлению режимом ЕЭС России управление спросом позволяет повысить регулировочную способность энергосистемы, а также в перспективе создать экономически эффективный ресурс, компенсирующий часть потребностей в пиковых мощностях.

С 2017 года в России уже функционирует механизм ценозависимого снижения потребления, который предполагает участие потребителей электроэнергии и мощности в управлении спросом путем снижения потребления электроэнергии в периоды пиковых цен на оптовом рынке. Развитие ценозависимого потребления на ОРЭМ будет продолжено путем создания условий для расширения состава участников, а также настройки частоты и объема задействования ресурса потребителей.

В то же время значительные ресурсы управления спросом имеются и на розничном рынке, однако их использованию препятствует ряд барьеров – к примеру, отсутствие нормативной базы. Создание профессиональных организаций, которые агрегируют технологические возможности потребителей изменять потребление и конвертируют их в товары и услуги на оптовом рынке, позволяет развивать класс так называемых «активных потребителей» и создает для потребителей розничного рынка дополнительные возможности оптимизации своих затрат на электроэнергию.