Нигерийская электроэнергетическая KHEDCO завершила строительство малой гидроэлектростанции (ГЭС) «Тиго» мощностью 10 мегаватт (МВт), которая будет обеспечивать нужды столицы штата Кано на севере Нигерии, а также водоочистную станцию в близлежащем городе Тамбурава.

ГЭС, расположенная в бассейне реки Джамааре, оснащена вертикальным и горизонтальным генераторами мощностью 8 МВт и 2 МВт соответственно. После завершения предпусковых испытаний ГЭС должна будет пройти сертификацию Нигерийского агентства по управлению электроэнергетикой. Электроэнергия, которая будет вырабатываться на новой ГЭС, будет сначала поставляться на гидроузел в Тамбураве, а оттуда – на трансформаторную подстанцию, обеспечивающую городское освещение в столице штата Кано.

Гидроэлектростанции являются вторым по распространенности источником электроэнергии в Нигерии. Про данным аналитического центра Ember, установленная мощность нигерийских ГЭС в конце 2021 г. составляла 2,11 гигаватт (ГВт), тогда как газовых – 10,97 ГВт, остальные 0,05 ГВт приходились на дизельные установки и солнечные панели. Несмотря на сравнительно высокий подушевой ВВП ($2 097 против $568 в соседней Республике Нигер), Нигерия пока не смогла добиться полной электрификации.  По оценке Всемирного банка, в 2020 г. доступом к электроэнергии обладало 55% населения страны, при этом в сельской местности этот показатель и вовсе составлял 25% (более поздних данных нет).

Малые ГЭС являются одним из быстрорастущих сегментов возобновляемой энергетики в России. «РусГидро» к сегодняшнему дню эксплуатирует 35 ГЭС мощностью менее 50 МВт. Большинство из них расположены на Северном Кавказе, в том числе Зарагижская ГЭС (30,6 МВт) и ГЭС «Большой Зеленчук» (1,26 МВт), введенные в эксплуатацию в 2016 г. и 2017 г., а также Барсучковская ГЭС (5,25 МВт), Усть-Джегутинская ГЭС (5,6 МВт) и Верхнебалкарская ГЭС (10 МВт), строительство которых было завершено в 2020 г.  При этом у компании на разной стадии реализации находятся проекты еще семи ГЭС в Кабардино-Балкарии, Карачаево-Черкессии, Чечне и Дагестане.

«Малые гидроэлектростанции могут стать жизнеспособным решением на пути к низкоуглеродному будущему», – заявлял Юджин Русу, профессор Галацкого университета (Румыния), эксперт ассоциации «Глобальная энергия». Будучи не более капиталоемкими, нежели крупные ветровые турбины, малые ГЭС оставляют меньший экологический и визуальный след, отмечал Русу.