С 2023 года в электроэнергетике России введена в действие новая система планирования перспективного развития энергосистем. Единым центром ответственности за разработку ключевых документов стратегического планирования Генеральной схемы размещения объектов электроэнергетики и Схемы и программы развития электроэнергетических систем стал Системный оператор ЕЭС.

 

Для тех, кто не успел

К настоящему времени Министерством энергетики утверждена Схема и программа развития (СиПР) ЭЭС России на 2023–2028 годы. СиПР – это план системного развития, поэтому в него входят не локальные объекты, а сети и генерация, которые строятся для неограниченного круга участников. Первый СиПР 2023 года называют документом переходного периода, в рамках которого будут выявляться неточности и ошибки и отрабатываться алгоритм дальнейшего планирования.

На состоявшейся в Минэнерго РФ встрече с журналистами заместитель Министра энергетики России Павел Сниккарс и председатель правления АО «Системный оператор Единой энергетической системы ЕЭС» (СО ЕЭС) Фёдор Опадчий рассказали об особенностях переходного периода от старой системы перспективного планирования в электроэнергетике к новой, ответили на вопросы, в том числе не относящиеся к основной теме, но имеющие значение для развития энергетики в целом.

В частности, был задан вопрос о том, насколько обоснованным шагом является отсрочка вводов новых мощностей, строящихся в рамках КОМмод. П. Сниккарс пояснил, что данное решение было принято государственными органами в рамках антисанкционного режима: из-за изменившейся геополитической ситуации многие компании не могут получить оборудование своевременно – возникают сложности как у производителей, выполняющих заказы, так и с маршрутами доставки. Принятое решение позволяет инвесторам сдвинуть сроки завершения проектов КОМмод без штрафных санкций. Компании воспользовались данной возможностью. Тем более, что при переносе ввода менее чем на год, им достаточно было подать заявление в «Совет рынка». При переносе на больший срок вопрос решался на правительственной комиссии.

При вынесении решения оценивалась объективность причин, по которым компания сдвигает сроки вводов. «Если компания своевременно провела все необходимые мероприятия, заключила контрактные обязательства, внесла авансы на поставку оборудования, материалов и т.д., и не по своей вине не успевает выполнить обязательства, – заявка удовлетворяется. Если же компания, выиграв конкурс в 2019 году, по каким-то причинам тянула с заявками и коммерческими предложениями – это совсем другое. Здесь уже ответственность за неисполнение сроков несёт сама компания», — прокомментировал П. Сниккарс.

 

Тот самый случай

Что касается темы перспективного планирования, то, как следует из документа, утверждённого Министерством энергетики, общий объём вводов в эксплуатацию генерирующего оборудования в 2023-2028 гг. составит 14747,4 МВт. Из них 2700 МВт атомных, 7914,8 МВт тепловых (в т.ч. на угле, газе, ТБО, чёрном щёлоке и прочих видах топлива), 1034,9 МВт гидравлических электростанций, 3097,7 МВт возобновляемой энергетики.

В рамках беседы с журналистами одним из центральных оказался вопрос развития энергосистемы Сибирского региона, а именно энергорайона, куда входит юг Иркутской области, Бурятия и Забайкальский край. Из-за роста промышленного производства и майнинга криптовалют темпы электропотребления здесь оказались существенно выше, чем в среднем по России. Ожидается, что рост спроса продолжится, следовательно, необходимо обеспечить покрытие дефицита. За счёт чего?

Единая энергетическая система России, где основу генерации составляют крупные электростанции, от которых энергия передаётся в разные регионы до длинным сетям, никогда не рассчитывалась на покрытие дефицита какого-то конкретного субъекта РФ. В ЕЭС России нет региональной привязки, поэтому для покрытия дефицита в Иркутской области пока задействована мощность действующих станций.

При этом есть зоны, где с ростом локального электропотребления и имеющейся пропускной способности сети покрыть спрос действующей генерацией уже невозможно, – рассказал Ф. Опадчий. – В южной части Иркутской области, Бурятии и Забайкалье, где наблюдается большой рост электропотребления и есть новые заявки на техприсоединение, целесообразно обеспечивать спрос за счёт строительства новых генерирующих мощностей. Этот тот случай, когда строить электростанции целесообразнее, чем «расшивать» линии. Это зона технологически необходимой генерации.

 

Мощностей потребуется больше

П. Сниккарс, в свою очередь, напомнил, что на совещании у президента РФ 14 марта вице-премьер правительства РФ А. Новак доложил, что в обсуждаемом регионе прогнозируется дефицит мощности на 2028 год. Исходя из этого принято решение о проведении конкурса на строительство генерации с учётом оптимальности размещения объектов. В данном случае правильнее строить генерацию вблизи центров потребления.

«Мы сейчас работаем с регионами. Планируем уточнить инвестиционные заявки, их техническое состояние, необходимую мощность по этим проектам и где-то в середине этого года выйти с техническими требованиями на правкомиссию по вопросам развития электроэнергетики, а затем выйти на конкурс. Нормативно-правовые акты в части проведения конкурса есть. Посмотрим, нужно ли будет что-то конкретно для него менять.

Надеюсь, к концу года проведём конкурс в рамках КОМ НГО. Пока рассматриваем доходность – 13%. Мощность пока оценивается около 690 МВт. Возможно, будет больше. Есть перспективный спрос (еще до 2 ГВт). Мы будем дальше решать, как лучше решать вопрос – через генерацию или через сети. Пока планируем строительство генерации без излишнего сетевого», — отметил замминистра.

 

Чтобы не забыли

В новой системе планирования перспективного развития энергетики существенно повышается роль регионов, отметили руководители Минэнерго и Системного оператора.

Важно не строить избыточных мощностей, а для этого необходима взаимосвязь развития энергетики с социально-экономическим развитием региона. Поэтому востребован диалог с участием губернатора, представителей Системного оператора в регионах. В рамках изучения инвестиционных программ, с которыми инвесторы приходят к губернатору, энергетики видят, на какой стадии находится тот или иной проект, сколько ожидается договоров на технологическое присоединения к сети, нужно ли строить генерацию и сколько её потребуется, чтобы потребители не столкнулись с дефицитом энергии к 2028 году.

Иногда возникают ситуации, когда непродуманные решения инвесторов существенно усложняют и удорожают реализацию проекта, приводят к спорам с энергетиками. Вот один из примеров: компания заплатила два миллиарда за лицензию на строительство горно-обогатительного комбината (ГОК), потратилась на проектную документацию и вдруг обнаружила, что до ближайшей ЛЭП, которая могла бы питать ГОК электроэнергией, – 300 километров. Затраты на техприсоединение никто не учитывал, а построить линию за те деньги, которыми располагала компания, оказалось невозможно. Чтобы подобных ситуаций не возникало, в губернаторские советы по развитию энергетической инфраструктуры вошли представители филиалов Системного оператора, от которых, кстати, можно получить практические советы и оптимальные варианты решения вопросов, связанных с энергообеспечением планируемых объектов.

 

ВИЭ притормозить нельзя

Как следует из СиПР, в ближайшие шесть лет в стране планируется построить 3 ГВт электростанций на ВИЭ. Отвечая на вопрос о перспективах ВИЭ в стране, замминистра энергетики подчеркнул: развитие возобновляемой энергетики – государственная задача. С точки зрения электроэнергетики даже при запуске Программы поддержки ВИЭ это был не энергетический проект, а промышленный. Смысл программы поддержки изначально состоял в создании ВИЭ-индустрии под гарантированный спрос.

«Россия должна обладать всеми технологиями производства энергии,– сказал П. Сниккарс.– В советское время мы ими обладали: в 60-е годы в стране тоже строили ветряки, создали автомобиль «Москвич» на водородном топливе и многое другое. К сожалению, потом всё было свёрнуто. Сейчас мы вернулись к идее развития ВИЭ-технологий, есть базовое решение правительства. В ВИЭ вложены средства и было бы странно прекратить развитие, необдуманно распорядившись инвестициями и деньгами потребителей. Надо не прекращать, а создавать и поставлять технологии ВИЭ на экспорт, применять их в АГЭК на труднодоступных и изолированных территориях, строить в посёлках современные комбинированные дизельные установки с ветряками и солнечными панелями, оборудованные накопителями энергии. РусГидро уже реализует такие проекты, а всего планирует запустить 79 АГЭК в Якутии и на Камчатке. Расширение строительства позволит сократить завоз топлива на удалённые территории и повысить надёжность энергоснабжения потребителей».

 

Новое планирование – под новые задачи

Много вопросов было задано по процедуре согласования и обсуждения СиПРов, а также по системе взаимодействия заинтересованных сторон. Вот некоторые из них:

– Трудно ли налаживать связь с регионами по развитию энергетической инфраструктуры?

Ф. Опадчий:

– Мы нацелены на конструктивное сотрудничество с субъектами РФ, постоянно взаимодействуем с органами исполнительной власти в регионах, проводим совещания по новой системе планирования перспективного развития электроэнергетики. Для Системного оператора очень важна позиция регионов. Именно субъекты РФ сегодня являются источником информации о новых инвестиционных проектах и планах социально-экономического развития регионов. Мы также наблюдаем за этапами реализации инвестпроектов, чтобы возрастала точность прогнозов. Системный оператор намерен тесно работать с регионами, чтобы инвестиционные проекты, которые ещё не сформировались как энергетические, заведомо были увязаны с возможностями их реализации.

Новая система планирования даёт возможность своевременно увидеть назревание общих проблем в части энергообеспечения и оперативно отреагировать.

П. Сниккарс:

– Новая система планирования позволяет определить единый центр ответственности. Раньше один инвестор мог пройти по пяти регионам, везде пообещать построить металлургический комбинат и все пять субъектов начинали готовить заявки на техприсоединение, хотя речь шла об одном и том же предприятии. В новой системе планирования этого не допустит «Системный оператор». В ходе согласования многие проекты отсеиваются, так как действует принцип оптимальности принятия решений.

– Почему в основу перспективного планирования положен 18-летний цикл с разделением на 6-летние этапы?

Ф. Опадчий

– Циклы разработки основополагающих документов перспективного планирования соответствуют инвестиционным циклам в электроэнергетике. Строительство больших ГЭС и АЭС, а также межсистемных ЛЭП требует больших сроков, что укладывается в 18-летний цикл Генеральной схемы размещения объектов электроэнергетики. Менее мощная генерация, например, большинство тепловых станций, а также ЛЭП в целом укладываются в 6-летние циклы планирования, на которые разрабатывается Схема и программа развития электроэнергетических систем России.

– Кто принимает участие в общественных обсуждениях СиПР?

Ф. Опадчий:

– Принять участие в общественных обсуждениях СиПР зможет любой желающий – ограничений нет. Мы уже проводили такие обсуждения в начале 2023 года, в которых участвовали органы власти, электросетевые компании, промышленные предприятия, застройщики, некоммерческие организации, физические лица и т.д. Всего было внесено более 2000 предложений и замечаний, свыше 400 были учтены.

Порядка 1200 внесли «Россети», около 350 – органы власти, порядка 260 – генерирующие компании, в том числе «РусГидро», и порядка 200 предложений поступило от проектно-исследовательских институтов, физических лиц, некоммерческих организаций и промышленных предприятий.

– Войдут ли в первый СиПР новые субъекты РФ?

П. Сниккарс:

– В СиПР ЭЭС войдут и будут учитываться и новые регионы. Здесь решения будут приниматься в ходе обсуждения.  Но даже сейчас необходимые технические перетоки в документе уже учтены, как и исходные данные для построения расчётной модели.

Понятно, что на планирование оказывает влияние геополитическая ситуация, поэтому коррективы будут вноситься по мере её изменения.

Кроме того, для новых субъектов разрабатывается отдельная социально-экономическая программа, которая на переходный период частично закроет потребности в энергетике.

– Как часто будет обновляться СиПР?

Ф. Опадчий:

– СиПР будет утверждаться ежегодно до 1 декабря. СиПР – это работающий документ. Наша задача сделать максимально точный прогноз, увидеть проблемные точки в энергосистеме и разрешить их.