Уникальную электростанцию, в проектировании которой принимали участие инженеры-путейцы, необходимо сохранить для потомков. В одном из живописных мест Южного Урала находится уникальный памятник истории – комплекс «Пороги», одна из первых в России гидроэлектростанций на реке Большая Сатка в Челябинской области.

20170630_7_1

   В начале прошлого века российской промышленности требовались качественные ферросплавы, сырьё для производства которых было найдено в Уральских горах. Чтобы не перевозить руду на многие километры, было решено построить ферросплавный завод здесь же, в горах, а для снабжения энергией плавильных печей – и гидроэлектростанцию на реке Большая Сатка. Завод построило Уральское электрометаллургическое товарищество в 18 верстах к северу от станции Бердяуш Самаро-Златоустовской железной дороги. Узловая станция при строительстве Бакальской ветки была расширена до пяти путей, там имелось и локомотивное депо с поворотным кругом. На станции были установлены весы для взвешивания руды, которую везли из Бакала. Если до этого феррохром приходилось покупать у иностранных фирм, то с пуском Уральского плавильного завода его продукция с избытком покрывала все потребности российской промышленности.

   Проект электростанции разработал выдающийся русский инженер Борис Бахметьев, впоследствии ставший профессором Колумбийского университета. Диплом от 24 июня 1903 года свидетельствует о том, что «Борис Бахметьев, прошедший курс наук в Институте инженеров путей сообщения и успешно выдержавший установленные выпускные испытания, утверждён министром путей сообщения в звании инженера путей сообщения с правом составления проектов и производства всякого рода строительных работ». И это тоже удивительный факт истории: инженеры путей сообщения, оказывается, проектировали не только железные дороги, но и промышленные гидроэлектростанции, да и другие уникальные объекты. Среди специалистов, принимавших участие в проектировании Порожской ГЭС, был также талантливый инженер, изобретатель Владимир Шухов, работавший до этого в управлении Варшаво-Венской железной дороги начальником чертёжного бюро и занимавшийся проектированием паровозных депо. В создании уникальной гидроэлектростанции участвовал и инженер путей сообщения Николай Гарин-Михайловский – русский инженер, писатель и путешественник, путеец-новатор, как его называли современники.

   Строительство ГЭС продолжалось с 1908 по 1910 год. Сто лет безаварийной работы станции стали лучшим подтверждением грамотного проектирования и качественного строительства. К сожалению, в наше время этот уникальный памятник истории оказался без надлежащего внимания, что привело к его аварийному состоянию. Попытки восстановить Порожскую ГЭС предпринимались в 2010 году, когда отмечался её столетний юбилей. Но из-за отсутствия поддержки восстановительные работы отодвинулись на неопределённый срок. В 2016 году инициативная группа из Челябинска попыталась привлечь внимание к надвигающейся угрозе разрушения старейшей действующей электростанции в России.

   Инициаторами выступили преподаватели кафедры «Электрические станции, сети и системы электроснабжения» Южно-Уральского государственного университета. Группой специалистов ЮУрГУ был проведён осмотр агрегатов машинного отделения, сделаны необходимые замеры для определения их технического состояния, намечен комплекс мероприятий по восстановлению и сохранению уникального оборудования. Сегодня остаются действующими генераторы мощностью 550 кВт, выпущенные сто лет назад! Они могут использоваться в качестве наглядного учебного пособия для молодых специалистов, постигающих науку проектирования малых гидроэлектростанций. Усилиями инициативной группы было достигнуто соглашение на уровне правительства Челябинской области о выделении средств на проведение комплексного обследования, в том числе с привлечением водолазов для исследования плотины станции. К проекту подключились и местные органы власти Саткинского района, внося посильную помощь в приведение в надлежащий вид полуразрушенных зданий и создание музея Порожской ГЭС. Не остаются равнодушными и люди, для которых культурное наследие России не пустые слова. Силами эксперта Минэнерго России Бориса Енова создан сайт, на котором будет освещаться ход восстановления Порожской ГЭС, планируется также создание виртуального музея старейшей ГЭС.

   Восстановление Порожской ГЭС позволит создать парк промышленной культуры Южного Урала и будет способствовать развитию туризма. Кто уже побывал на Порогах однажды, тот наверняка почувствовал необыкновенно гармоничное сочетание уникального технического сооружения с окружающей природой. Такой яркий пример необходимо сохранить для последующих поколений. Хорошо, если бы и российские железнодорожники не остались в стороне от проблем сохранения уникального технического комплекса, в создании которого принимали участие легендарные инженеры путей сообщения России. Это ведь наше общее наследие.

Ирина Кирпичникова, д.т.н., профессор ЮУрГУ,

Андрей Ефремов, инженер института дистанционного образования ЮУрГУ,

Владислав Белов, зам. начальника Московской дирекции

по энергообеспечению СП «Трансэнерго» – филиала ОАО «РЖД»

Из газеты «Гудок», выпуск № 107 (26246) 30.06.2017