Проект ИТЭР вышел на новый этап
Реализация Международного проекта ИТЭР по созданию самого мощного экспериментального термоядерного реактора вышла на новый уровень – началась сборка реакторного оборудования. Этому событию была посвящена онлайн-конференция, состоявшаяся 17.08.2020 в ТАСС.
О значимости мега-проекта, влиянии платформы ИТЭР на развитие новых плазменных технологий и создание мировой термоядерной промышленности рассказали руководитель российского Агентства ИТЭР Анатолий Красильников, а также члены Совета ИТЭР — специальный представитель Госкорпорации «Росатом» по международным и научно-техническим проектам Вячеслав Першуков и директор направления научно-технических исследований и разработок Госкорпорации «Росатом» Виктор Ильгисонис.
В пресс-конференции принял участие журнал «Вести в электроэнергетике».
С началом нового этапа работ участников ИТЭР поздравили шесть глав государств из семи стран-партнёров (в реализации Проекта участвуют Европейский союз, Китай, Индия, Япония, Республика Корея, Российская Федерация и США), в том числе президент России Владимир Путин, что говорит о колоссальной значимости проекта.
Напомним, что инициатива объединения международных усилий для создания экспериментальной термоядерной установки нового поколения принадлежит академику Е.П. Велихову, которая в 80-е годы была поддержана президентами России, США, Франции. В основе будущей установки лежит система токамак (Тороидальная Камера с Магнитными Катушками), разработанная в 50-е годы прошлого ХХ века академиками И.Е. Таммом и А.Д. Сахаровым. Пуск реактора и получение на нём первой плазмы планируется в 2025 г.
Участие Сторон заключается в изготовлении и поставке в Международную организацию ИТЭР высокотехнологичного оборудования. Объединённая Европа, как страна-хозяйка, вносит 45% от стоимости сооружения установки, остальные страны, включая Россию, – по 9%. Российским специалистам поручено производство 25 уникальных систем будущей установки; в этом процессе задействовано более 30 ведущих научно-технических учреждений, предприятий и комплексов во многих городах страны.
Как отметил В. Першуков, реализация проекта ИТЭР идёт без сбоев. Очень организованно относятся к выполнению своих обязательств страны Евросоюза, Россия за 10 лет строительства ни разу не сорвала планы поставок. Даже в период ограничений, вызванных пандемией коронавируса и самоизоляцией, оборудование для ИТЭР производилось и поставлялось через границы бесперебойно. Поэтому есть уверенность, что и первая плазма будет получена в срок.
ИТЭР ещё несколько десятилетий будет оставаться самым крупным проектом современности – как по глубине научных задач, так и комплексу технологий, отметил В. Ильгисонис. Важной особенностью проекта является то, что, хотя задачи ИТЭР распределены между участниками неравномерно, каждый из участников в будущем может воспользоваться результатами проекта в целом, т.е. использовать все технологические наработки и решения, реализуемые в данном проекте. Однако, чтобы перенести общие технологии на отечественную почву, необходимо иметь соответствующие национальные программы. Большинство стран имеют программы, нацеленные на развитие основ термоядерной энергетики. Сегодня можно говорить о создании такой программы и в нашей стране. Соответствующий национальный проект, посвящённый развитию исследований в области ядерной науки и технологий, вошёл в состав комплексной программы «Развитие техники, технологий и научных исследований в области использования атомной энергии в РФ до 2024 г.», разработанной Росатомом совместно с Курчатовским институтом и Российской академией наук, Министерством высшего образования и науки. Комплексность программы предусматривает развитие перспективных направлений в области использования ядерной энергетики использование на весь 21 век.
Термоядерные исследования являются драйверами для развития современной промышленности, подчеркнул В. Ильгисонис. Проект ИТЭР демонстрирует необходимость перевода наших высокотехнологичных производств не только в нашей стране, но и в мире на «новые рельсы», необходимые для достижения тех параметров, которые требует развитие термоядерной энергетики.
ИТЭР по сути является технологической платформой. Это значит, что участники проекта привнесли в проект свои лучшие наработки в области термояда, которые продолжают развитие в рамках проекта, отметил А. Красильников. Предприятия, ведущие эти наработки, становятся центрами формирования термоядерной промышленности будущего, а также центрами технологического роста в своих странах. Благодаря проекту ИТЭР в России, например, появилось 60 таких центров технологического роста.
А. Красильников сказал также о том, что наша страна получила заказ на создание 25 систем для термоядерного реактора ИТЭР, потому что мировое профессиональное сообщество признало, что именно в России эта задача будет выполнена лучше всего. Две системы нами уже сделаны, остальные находятся в работе. Работа над этими системами позволила нам повысить уровень технологического развития в ряде случаев значительно выше мирового.
Этим объясняется, например, решение использовать для получения первой плазмы в 2025 году российские геротроны, которые придуманы, созданы, произведены и уже испытаны нашими учёными и специалистами.
Праздник начала монтажа реактора ИТЭР в заданные сроки также во многом стал возможным потому, что мы сумели не только произвести, но и своевременно поставить оборудование и приборы на площадку проекта.
Спикеры рассказали об окупаемости проекта, подчеркнув, что судить об этом можно не только по отдалённой перспективе, но и по тем сложным технологическим заказам, которые получают участники ИТЭР (прежде всего, российские).
Но важнейшей ценностью проекта является всё-таки то, что ИТЭР создаёт мировую термоядерную промышленность, в том числе и в России, даёт импульс к подготовке кадров соответствующего уровня, позволяет по-новому взглянуть на безуглеродную энергетику.
Учёные отметили, что за время строительства ИТЭР многое изменилось, особенно в технологическом плане. Технологии меняются быстро, и очевидно, что следующий реактор – демонстрационный – не будет точной копией сегодняшнего ИТЭР. Нарабатываются новые знания, появляется новая интеллектуальная собственность, которая, кстати, станет собственностью тех стран, которые участвуют в проекте на ключевых позициях.