Промышленники и ректоры вузов ПФО будут проектировать систему подготовки специалистов для работы с российским промышленным ПО
2 июня 2022 года, Нижний Новгород – Госкорпорация «Росатом» и Совет ректоров вузов Приволжского федерального округа приняли решение о совместной работе по проектированию системы подготовки в университетах ПФО специалистов для работы с российским промышленным программным обеспечением.
Таков итог панельной сессии по теме кадрового обеспечения цифровой суверенизации российской промышленности, прошедшей 1 июня 2022 года в рамках форума «ЦИПР-2022» в Нижнем Новгороде.
По решению участников встречи, в ближайшее время будет создана двусторонняя рабочая группа, которая предложит направления и «пилотные» вузы для подготовки специалистов, перечень приоритетного ПО и соответствующих программ, а также площадки создания центров коллективного доступа для переподготовки необходимых преподавательских кадров.
В сессии приняли участие представители лидерских отечественных высокотехнологичных компаний, включая, Росатом, Ростех и Ростелеком, а также более 70 представителей ректорского сообщества регионов округа – очно и онлайн.
В приветственном слове к участникам заседания обратился Заместитель министра высшего образования и науки Российской Федерации Александр Нарукавников, который отметил приоритетность темы импортозамещения в дискуссиях ЦИПРа и социально-экономической повестке в целом. «Время показывает, что вызовы нового этапа становятся все агрессивнее, задачи – амбициознее. Сегодня во главу угла встает вопрос обеспечения нового запроса в инженерных кадрах, который формулирует наша промышленность, и высшая школа будет в этом направлении двигаться», — отметил Заместитель министра.
Директор по цифровизации Госкорпорации «Росатом» Екатерина Солнцева указала на то, что промышленности крайне необходимы квалифицированные кадры как для разработки, так и для использования существующего российского программного обеспечения, что требует импортозамещения ПО, на котором в вузах обучаются будущие специалисты: «Нужно, чтобы наши учебные заведения пользовались российскими программными продуктами, и критически важно включение изучение российских разработок в учебные планы». Также она сказала о необходимости предоставлять российское промышленное ПО для обучения в вузы на безвозмездной основе, приведя в качестве примера САЕ-систему Росатома «Логос».
Екатерина Солнцева внесла предложение о включении в вузовские программы курсов по продуктизации цифровых разработок для их последующего тиражирования: «У нас прекрасное образование в области математики, физики и программирования, наши ребята занимают почетные места на мировых олимпиадах. При этом количество российских программных продуктов на мировом рынке невелико. Мы в Росатоме видим большой разрыв между продуктовым подходом и подходом разработчиков. Поэтому в нашей Корпоративной академии уделяем большое внимание образовательным программам о том, чем отличается продукт от разработки. Было бы полезно аналогичные курсы ввести в программы обучения на уровне высшего образования».
Директор блока функциональных и бизнес-компетенций Корпоративной Академии Росатома Елена Першина пояснила, что обучение студентов в вузах на отечественном ПО существенно сократит сроки их адаптации после трудоустройства на предприятиях: «Росатом поставил перед собой очень амбициозные планы развития в горизонте 2030 года. У нас очень много проектов и очень большая потребность в инженерных кадрах, которые могут разрабатывать и использовать промышленное программное обеспечение. Наш интерес состоит в том, чтобы скорость адаптации специалистов на производстве была как можно выше. А значит, студентов нужно учить на том ПО, с каким они потом будут иметь дело в реальном бизнесе, чтобы они обладали необходимыми компетенциями».
Председатель Совета ректоров вузов Приволжского федерального округа, Президент Нижегородского государственного университета имени Н.И. Лобачевского Роман Стронгин в своем выступлении внес предложение о создании рабочей группы для совместной работы, которое одобрили все участники заседания.
«Что значит создать систему подготовки? Во-первых, должен быть рынок труда: если нет предприятий, у которых стоит отечественное ПО, мы никого не уговорим этому учиться. Следующий вопрос – кого учить: поскольку задачу импортозамещения мы хотим решить достаточно оперативно, речь идет о студентах старших курсов, бакалаврах-выпускниках или магистрах. Каждый вуз должен определить, какие профили у него подходят для этого обучения. Далее, кто их будет учить: надо повышать квалификацию преподавателей этого профиля в вопросах отечественного ПО и создавать для этого центры коллективного пользования. Наряду с этим, должен быть учебный план ускоренной «допподготовки». Далее возникает вопрос, о каком ПО идет речь — просим предоставить в Совет ректоров перечень того, что может реально внедряться», — указал Роман Стронгин.
В ходе панельной дискуссии также выступили Ректор Нижегородского государственного технического университета имени Р.Е. Алексеева Сергей Дмитриев, проректор по инновациям Нижегородского государственного университета имени Н.И. Лобачевского Михаил Ширяев, вице-президент, директор по работе с корпоративными заказчиками ПАО «Ростелеком» Алексей Подрябинников, генеральный директор АНО «РТ-Цифровая трансформация» Виктория Кузнецова и другие.
Модератором сессии выступил директор по математическому моделированию Госкорпорации «Росатом» Дмитрий Фомичев.
Целью мероприятия являлось обсуждение кадрового обеспечения цифрового суверенитета российской промышленности и формирования системы подготовки специалистов по работе с российским промышленным ПО.
На сегодняшний день российская промышленность является наиболее уязвимым сегментом экономики в части применения отечественного ПО – его доля составляет не более 30%. Дорожная карта развития высокотехнологичной области «Новые производственные технологии», утвержденная Правительством РФ в 2021 году, фиксирует 21 класс промышленного ПО, по которым необходимо обеспечить импортозамещение. В Указе Президента РФ от 30 марта 2022 года N 166 «О мерах по обеспечению технологической независимости и безопасности критической информационной инфраструктуры» поставлена задача организации подготовки и переподготовки необходимых для этого кадров.