Масштабная модернизация теплоэнергетических станций, проведение которой планируется на принципах ДПМ-2, потребует больших объёмов нового высокотехнологичного оборудования. Способны ли его предложить отечественные машиностроительные предприятия? Готова ли его принять электроэнергетическая отрасль? Насколько продолжительным и стабильным будет инвестиционный цикл проекта? Как жить после ДПМ? Эти и другие вопросы обсудили участники панельной сессии «Энергетическое машиностроение: обеспечивая планы модернизации электроэнергетики» в рамках Российской энергетической недели-2018. Отраслевым информационным партнёром форума выступает журнал «Вести в электроэнергетике». 

Чтобы электроэнергетическая отрасль  работала надёжно, нужна соответствующая материально-техническая база, сказал заместитель Министра энергетики  Вячеслав Кравченко. «Ждём от машиностроителей больше современного, эффективного оборудования по разумной цене», — подчеркнул он.  

Участие в модернизации ТЭС по программе ДПМ-2 открывает перед поставщиками оборудования большие возможности. Между тем, государство заинтересовано в том, чтобы максимально использовать отечественный машиностроительный потенциал. В связи с чем, представитель Администрации Президента РФ Кирилл Молодцов напомнил: для зарубежных компаний, работающих на российском рынке, существует жёсткое условие: в соответствии с российским законодательством локализация их производства в России должна составлять 100 %. Это – долгосрочная, но вполне решаемая задача.  

Для производителей и потребителей продукции машиностроения вопрос в первую очередь встал о газовых турбинах большой мощности. В РФ их производством занимается немецкая фирма «Сименс», а лопатки для этих турбин и ряд других важнейших элементов – в странах, развязавших против России санкционную войну. Чтобы исключить возможные риски неполучения необходимых комплектующих, Россия заинтересована в переносе технологий производства названных продуктов на её территорию. 

Директор департамента компании «Сименс» в России Олег Титов заявил о необходимости увеличить сроки локализации, поскольку крупное производство требует больших средств и времени. Кроме того, производителю важно понять, что будет после ДПМ? Будет ли востребована продукция машиностроительных заводов? 

Об этом же говорил Технический директор ПАО «Силовые машины» Юрий Петерня. ПАО «Силовые машины» — высокотехнологичное предприятие, способное выполнить любые заказы электроэнергетиков. Но ему нужна ясность в регуляторном, инвестиционном, нормативно-правовом вопросах.  Большие опасения вызывают инвестиционные программы энергетиков: их цикл, по сути, совпадает с циклом производства оборудования на заводе. В таких условиях говорить о каком-либо долгосрочном планировании не приходится. 

В. Кравченко дал ответ: российская энергетика использует самое старое оборудование. Чтобы обновить фонды, необходимо вводить не 4 ГВт новых мощностей в год, а 8-10 ГВт. Это и есть ориентиры. 

На типовых рисках остановил внимание председатель совета директоров АО «РОТЕК» Михаил Лифшиц. Один из ключевых – неготовность энергетических компаний брать на себя риски внедрения. «Каждый год мы выпускаем новые модели турбин, а компании не берутся их внедрять, — пояснил он. – Энергокомпаниям, осуществляющим пилотные проекты, нужна защита в виде целого комплекса мероприятий и инструментов». 

Представитель Подольского машиностроительного завода Алексей Рубцов сказал о том, что производственники нуждаются в поддержке регуляторов. Но не в виде векселей и банковских гарантий, а в виде разработки технических регламентов, которые станут ориентиром для предприятий в части планирования производства.  

Практически все выступающие задавались вопросом, какой будет жизнь после ДПМ? В. Кравченко считает, что сегодня нужно создавать такие правила на рынке, которые сделают программу ДПМ ненужной. ДПМ – ситуативный инструмент, а страна нацелена на стабильное развитие. Поэтому нужно не программы писать, а создавать правила игры, понятные всем игрокам рынка.