Системный оператор и Центр стратегических разработок провели экспертное обсуждение реализации и перспектив проекта по управлению спросом
15 декабря представители Системного оператора приняли участие в экспертном обсуждении перспектив развития проекта по управлению спросом на рынках электроэнергии, а также создания технологических возможностей для привлечения самого широкого круга розничных потребителей к участию в программах регулирования нагрузки.
В мероприятии, организованном по инициативе Системного оператора при поддержке фонда «Центр стратегических разработок» (ЦСР), принял участие широкий круг экспертов, в том числе представители ПАО «Россети», ПАО «Интер РАО», АО «Концерн «Росэнергоатом», а таже крупнейших энергосбытовых организаций, территориальных сетевых компаний, отраслевых ассоциаций и некоммерческих партнерств – всего более 100 участников.
Открыли дискуссию первый вице-президент ЦСР Михаил Расстригин и заместитель председателя Правления АО «СО ЕЭС» Федор Опадчий.
«Мировые рынки энергии проходят этап существенной трансформации: появляются новые источники энергии, новые подходы к управлению энергосистемами, развивается цифровизация. И, на наш взгляд, такие сегмента рынка как управление спросом имеют большие перспективы развития», — в своем приветственном слове заявил Михаил Расстригин. По его словам, развитие механизма управления спросом в первую очередь необходимо для повышения энергетической эффективности экономики России.
Заместитель Председателя Правления АО «СО ЕЭС» Федор Опадчий отметил высокую заинтересованность потребителей электроэнергии в участии в программах управления спросом и хорошие перспективы развития новой технологии в России. Это подтверждают широкая география и высокая степень отраслевой диверсификации действующих участников проектов управления спросом, постоянный рост их численности и десятикратное – с 50 МВт до 502 МВт – увеличение объема услуг по управлению спросом на розничном рынке электроэнергии с момента начала реализации пилотного проекта.
В дальнейшем, по словам Федора Опадчего, программа управления спросом должна быть организована таким образом, чтобы в ней могли принять участие сотни тысяч потребителей электроэнергии. Однако высокий потенциал механизма в нашей стране может объективно сдерживаться отсутствием у возможных участников проекта необходимых технических решений. В связи с этим одной из ключевых задач на текущем этапе становится создание инфраструктуры, обеспечивающей возможность участия в программах управления спросом самого широкого круга потребителей электроэнергии, а также оптимальных экономических и технологических условий такого участия.
Особое значение в части совершенствования инфраструктурной составляющей программы управления спросом должно приобрести определение наиболее эффективных инструментов организации сбора и верификации данных коммерческого учета электроэнергии по объектам потребления, участвующим в управлении спросом на электроэнергию, а также выработка максимально прозрачных методов контроля исполнения обязательств его участников по разгрузке.
Существующие методы контроля исполнения обязательств по снижению нагрузки потребителей представил в своем докладе начальник отдела планирования и анализа рынка системных услуг Департамента рынка системных услуг Сергей Рычков. Он отметил, что все предложенные Системным оператором методы определения объема снижения потребления оказались в целом работоспособными, рассказал об особенностях, преимуществах и недостатках каждого метода, а также о направлениях дальнейшего развития этих методов.
Начальник Департамента рынка системных услуг АО «СО ЕЭС» Максим Кулешов, представивший доклад, посвященный организации сбора данных коммерческого учета и проблеме верификации этих данных, в ходе выступления также отметил критическую важность получения достоверных и объективных данных для определения реальных объемов снижения нагрузки потребителями.
«В свете реализуемого в настоящее время в масштабах всей отрасли проекта построения интеллектуальной системы учета электроэнергии Системному оператору не представляется целесообразным формировать параллельную структуру сбора данных напрямую со счетчиков. Необходимо, чтобы в создаваемой инфраструктуре были предусмотрены функции, обеспечивающие сбор данных коммерческого учета для реализации программ управления спросом», – заявил Максим Кулешов.
Максим Кулешов подчеркнул, что с точки зрения Системного оператора оптимальными кандидатами на создание на их базе независимой системы формирования данных коммерческого учета для обеспечения участия потребителей розничного рынка в программах управления спросом являются сетевые компании. Данные организации обладают необходимой инфраструктурой, способной обеспечить равные условия участия в программе управления спросом для любого потребителя электроэнергии и не являются заинтересованной стороной при оказании услуг по управлению спросом. «Дополнительно сетевые компании могли бы на себя взять функции по верификации границ объектов потребления с перечнем точек поставки по каждому из них», – добавил докладчик.
Свои предложения по совершенствованию действующей системы предоставления и верификации данных коммерческого учета электроэнергии, а также предложения по доработке законодательства в части внедрения интеллектуальных систем учета с учетом нужд участников механизма управления спросом на электроэнергию в своих докладах представили представители АО «Концерн Росэнергоатом» и ПАО «Интер РАО».
В заключение сессии представители Системного оператора рассказали о старте пилотного проекта по созданию независимой системы формирования данных коммерческого учета электроэнергии, который реализуется в сотрудничестве с ПАО «Россети» на базе филиала компании ОАО «МРСК Урала». Основная цель проекта – создание единой доверенной информационной среды для всех участников механизма, начиная от Системного оператора, и заканчивая агрегаторами управления спросом и потребителями электроэнергии, обеспечение достоверности и прозрачности процедур сбора, обработки и хранения данных коммерческого учета электроэнергии, их защита от попыток манипулирования со стороны заинтересованных сторон, а также снижение издержек потенциальных участников программы управления спросом на создание необходимой технологической инфраструктуры. По результатам пилота будет принято решение о тиражировании технологии в масштабах ЕЭС России, а также проведена оценка необходимости внесения изменений в действующие нормативно-правовые акты.
По результатам экспертного обсуждения будет подготовлена совместная резолюция в поддержку дальнейшей работы по развитию рынка управления спросом.