Стандарты для накопителей электроэнергии в железнодорожном транспорте
С 1 июня 2021 года в России введены в действие национальные стандарты, связанные с использованием литий-ионных батарей и систем накопления электроэнергии в подвижном составе железнодорожного транспорта. Документы разработаны при поддержке Фонда инфраструктурных и образовательных программ (ФИОП) Группы РОСНАНО.
«Применение новых стандартов будет способствовать технологическому развитию отечественной промышленности и внедрению отечественных литий-ионных аккумуляторов в бортовые системы накопления энергии для рельсового транспорта», – отметил директор департамента стандартизации Фонда инфраструктурных и образовательных программ Юрий Ткачук.
Стандарты разработаны Национальной ассоциацией производителей источников тока «РУСБАТ» с участием ведущих российских изготовителей аккумуляторов (ООО «Литэко» и ООО «Лиотех-инновации», портфельные компании РОСНАНО), предприятий-потребителей (НП «Объединение производителей железнодорожной техники», АО «Трансмашхолдинг», АО «Hаучно-исследовательский институт железнодорожного транспорта» и др.) и подразделений ОАО «РЖД», ответственных за техническую политику.
«Системная работа с Фондом инфраструктурных и образовательных программ способствует созданию гармонизированной с международными требованиями нормативной базы, обеспечивающей применение выпускаемой нашим предприятием инновационной продукции в различных отраслях, включая железнодорожный транспорт. Это актуально и для наших текущих проектов с
«Трансмашхолдингом», и для всей отрасли в целом», – сообщил генеральный директор ООО «Литэко» Константин Якушев.
В соответствии с Программой стандартизации в наноиндустрии и связанных с нею высокотехнологичных отраслях экономики подготовлены и вступили в силу следующие национальные стандарты:
ГОСТ Р МЭК 62864-1-2021 «Транспорт железнодорожный. Состав подвижной. Энергообеспечение бортовыми системами накопления энергии. Часть 1.
Последовательные гибридные системы». Документ разработан на основе международного стандарта и распространяется на бортовые литий-ионные тяговые батареи для систем накопления энергии, используемых в качестве тягового привода железнодорожных транспортных средств, в том числе гибридных. Стандарт устанавливает требования к их конструкции, рабочим параметрам, безопасности, обмену данными, маркировке и обозначению, а также видам и методам испытаний.
ГОСТ Р МЭК 62928-2021 «Транспорт железнодорожный. Состав подвижной. Требования к тяговым литий-ионным бортовым батареям» подготовлен на основе международного стандарта и устанавливает правила построения последовательных гибридных систем (электрически подключенные) с встроенным накопителем энергии, применяемым для движения железнодорожных транспортных средств, обеспечивая управление потоками энергии и повышая характеристики.