Глобальный спрос на бензин и дизель будет восстанавливаться быстрее, нежели спрос на авиатопливо – такое мнение выразил Сунь Сяньшень, генеральный секретарь Международного энергетического форума (IEF), в эксклюзивном комментарии для «Глобальной энергии».

В 2020 году глобальный спрос на авиакеросин снизился на 41%, с 7,9 млн до 4,9 млн баррелей в сутки (б/с), следует из мартовских оценок Международного энергетического агентства (МЭА), тогда как суммарный спрос на бензин и дизель – лишь на 6% (с 28,8 млн до 27 млн б/с). При этом уже в 2022 году, по прогнозу МЭА, суммарный спрос на бензин и дизель превысит докризисный уровень, тогда как в случае авиакеросина это произойдет лишь в 2024-м. В отличие от легкового и коммерческого автомобильного транспорта, ориентированного на внутренний рынок, отрасль международных авиаперевозок сильно зависит от скорости распространения вакцин против COVID-19, констатирует г-н Сяньшень: «Именно поэтому среди нефтепродуктов, востребованных в транспортном секторе, спрос на авиатопливо восстановится в последнюю очередь».

В условиях пандемии серьезно сократился не только глобальный спрос, но и предложение, из-за чего профицит добывающих мощностей, по оценке МЭА, достиг в странах ОПЕК 7,7 млн б/с, а вне картеля – 1,6 млн б/с. Наличие столь серьезного профицита может остудить рост цен, считает г-н Сяньшень, тем более что ряд производителей могут стремительно нарастить предложение: к их числу эксперт относит не только США (снизивших добычу в 2020 году с 12,2 млн до 11,3 млн б/с, по оценке EIA), и Саудовскую Аравию, согласившуюся в феврале, марте и апреле добровольно сократить добычу на дополнительные 1 млн б/с. «На рынке будет все больше новой нефти», — напоминает г-н Сяньшень. Подтверждением тому является мартовский прогноз МЭА, согласно которому за 2020-2026 годы глобальное предложение увеличится на 10,3 млн б/с, из которых 3,1 млн б/с обеспечат Ирак, Бразилия и Гайана.

Поэтому, подчеркивает Сяньшень, альянсу ОПЕК+ следует более решительно наращивать добычу, сокращение которой простимулировало рост цен: «Будучи подспорьем для сланцевой газодобычи и стимулируя переход на электромобили и альтернативные источники энергии, высокие цены невыгодны не только для нефтяного спроса, но и предложения». В этой связи, ожидает Сяньшень, сделка ОПЕК+, истекающая в апреле 2022 года, вряд ли потребует пролонгации, хотя России и картелю стоит продолжать координировать действия ввиду общих угроз, будь то конкуренция с США или вызов углеродной нейтральности.