При поддержке Фонда инфраструктурных и образовательных программ Группы РОСНАНО разработаны и утверждены три новых стандарта, касающиеся литий-ионных аккумуляторов для систем накопления электрической энергии и электромобилей.

Речь идет о ГОСТах:
— ГОСТ Р 58152-2018 «Аккумуляторы литий-ионные для электрических дорожных транспортных средств. Часть 3. Требования безопасности»;
— ГОСТ Р 58092.5.1-2018 «Системы накопления электрической энергии (СНЭЭ). Безопасность систем, работающих в составе сети. Общие требования»;
— ГОСТ Р 58092.1-2018 «Системы накопления электрической энергии (СНЭЭ). Термины и определения».

Предложения по разработке национальных стандартов по системам накопления энергии подготовлены рабочей группой при участии Фонда инфраструктурных и образовательных программ, инновационных компаний наноиндустрии — «Лиотех-Инновации», «Системы накопления энергии», других представителей профессионального сообщества, а также Центра стандартизации в инновационной сфере (ВНИИНМАШ).

Стандарты разработаны в рамках «Программы стандартизации в наноиндустрии», реализуемой Фондом инфраструктурных и образовательных программ совместно с Росстандартом. Они позволят вывести на рынок новую продукцию в сфере систем накопления электрической энергии ведущих отечественных предприятий, занимающихся разработкой, изготовлением, проектированием, поставкой, испытаниями, монтажом и наладкой, эксплуатацией СНЭЭ и литий-ионных аккумуляторов для электромобилей.

— До сих пор можно услышать мнение, что «стандарты и инновации несовместимы, стандарты являются барьером для развития инноваций». На самом деле, дело обстоит ровно наоборот, — отметил директор Департамента стандартизации Фонда инфраструктурных и образовательных программ Юрий Ткачук. — Современные стандарты для инновационной продукции — это ключ к расширению рынка присутствия и выхода на новые рынки как в России, так и за рубежом. Стандарты документально закрепляют научно-технические достижения, реализованные в новой продукции, и таким образом устанавливают повышенный уровень ее технических и потребительских свойств. По сути, уровень стандартизации – это индикатор конкурентоспособности технологических компаний, позволяющий также снизить неэффективные издержки, сократить время на внедрение инновационных технологий и ускорить выход новой продукции на рынки.

— Все это в полной мере относится к внедрению литий-ионных аккумуляторов на развивающихся рынках экологического транспорта и систем накопления электрической энергии для развития «зеленой» энергетики на основе ВИЭ. Новые сферы применения предъявляют дополнительные требования к аккумуляторам и системам, начиная с терминологии и заканчивая повышенными характеристиками качества и безопасности. Первый пул разработанных стандартов закрепил термины, определения и требования безопасности в сфере применения литий-ионных аккумуляторов для систем накопления электрической энергии и электромобилей. На втором этапе будут разработаны стандарты, устанавливающие высокую планку потребительских свойств аккумуляторов и систем, — сообщил Юрий Ткачук.