Накануне первого чтения законопроекта о системообразующих территориальных сетевых организациях Комитет Государственной Думы по энергетике обсудил его со всеми заинтересованными сторонами в рамках «круглого стола». Об этом сообщается на сайте комитета Госдумы.

Проект федерального закона № 594962-8 «О внесении изменений в Федеральный закон «Об электроэнергетике» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (о системообразующих территориальных сетевых организациях и внедрении автоматического дистанционного управления режимами работы объектов электроэнергетики) был внесён Правительством Российской Федерации 5 апреля 2024года.

Создание единых центров ответственности по энергоснабжению потребителей на уровне регионов и повышение ответственности ТСО за обеспечение надежности были заложены в Поручение Президента РФ от 17 февраля 2022 года № Пр-325.

Законопроект предполагает создание в каждом субъекте Российской Федерации системообразующих ТСО (СТСО) —  единого центра ответственности, который будет осуществлять функцию «одного окна» для потребителей услуг по передаче электроэнергии и энергосбытовых организаций, эксплуатировать бесхозяйные объекты электросетевого хозяйства и устранять масштабные аварии на сетях прочих территориальных сетевых организаций по решению регионального штаба по надежности.

Статус СТСО планируется присваивать крупнейшей ТСО в регионе на основании утверждаемых Правительством РФ критериев, оценку соответствия критериям будет проводить региональный орган исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов, а принимать решение об определении СТСО – высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации. При этом предполагается проводить оценку соответствия ТСО критериям отнесения к СТСО не чаще одного раза в 5 лет.

Открывая дискуссию, Председатель Комитета Государственной Думы по энергетике Павел Завальный пояснил, что обсуждение законопроекта на комитете в рамках подготовки к первому чтению выявило, что, несмотря на поддержку самой концепции законопроекта и необходимости создания СТСО, и регионы, и отраслевые компании выдвигают довольно много замечаний и предложений, и часть их носит весомый характер. Поэтому было принято решение расширить дискуссию до «круглого стола» с тем, чтобы, учитывая высокую значимость документа, максимально снять разногласия и проработать все механизмы. Задача – сделать так, чтобы СТСО сразу начали работать эффективно и действительно привели к повышению надежности энергообеспечения потребителей. Он обратил внимание участников «круглого стола» на то, что уже до первого чтения Минэнерго России подготовило проекты трех подзаконных актов, причем в них уже учтен ряд замечаний, озвученных на заседании Комитета по энергетике 8 мая 2024 года.

Заместитель Министра энергетики РФ Евгений Грабчак обозначил наиболее значимые изменения, которые уже готовы к внесению в законопроект в рамках второго чтения. Среди них:

— установление запрета на получение организацией статуса СТСО в случае ее нахождения под контролем иностранного инвестора;

— наделение СТСО полномочиями по рассмотрению и выдаче заключений по инвестиционным программам ТСО, находящихся в регионе работы СТСО. Это необходимо для синхронизации сроков и минимизации стоимости строительства сетевой инфраструктуры через его оптимизацию и исключение дублирования объектов ОЭСХ;

— обязательное участие СТСО в процедуре по принятию тарифных решений местными органами власти в отношении ТСО;

— ограничение удельной величины операционных расходов, необходимых для осуществления регулируемой деятельности ТСО, удельной величиной операционных расходов, необходимых для осуществления регулируемой деятельности СТСО;

— конкретизация нормы о нераспространении «механизма» СТСО на деятельность ТСО, созданных до 1 января 2024 года и обслуживающих преимущественно одного потребителя (моноТСО). При этом само понятие «моноТСО» в федеральное законодательство не вводится.

Он также озвучил результаты проведенной Минэнерго России оценки тарифных последствий принятия законопроекта в рассматриваемой части. Анализ показал, что уровень операционных расходов в расчете на единицу обслуживаемого электросетевого оборудования, устанавливаемый в отношении ТСО на территории одного субъекта Российской Федерации, может существенно отличаться. Это свойственно для некрупных ТСО и создает дополнительную нагрузку на потребителей. По некоторым регионам разница в величине удельных затрат на содержание единицы электросетевого оборудования достигает 4 раз.

После сокращения количества ТСО до примерно 500 организаций, определения СТСО в каждом регионе, ограничения удельной величины расходов ТСО удельной величиной расходов СТСО, снижение НВВ в целом по России составит 43,6 млрд. руб. (2,8%). Эти средства в виде экономии НВВ будут направлены на приведение ОЭСХ в нормативное техническое состояние, вовлечение в оборот бесхозяйных электросетевых объектов и снятие проблемы и тарифной недорегулированности ТСО.

Роста тарифа для потребителей после принятия проекта федерального закона об СТСО не прогнозируется.

Первый заместитель Председателя Комитета Государственной Думы по энергетике Валерий Селезнев отметил, что принятие законопроекта об СТСО позволит устранить серьезную проблему недофинансирования крупных ТСО, которые несут на себе социальную нагрузку в регионах по подхвату бесхозяйных сетей, аварийному энергообеспечению и так далее. Именно они с высокой долей вероятности станут системообразующими, что положительно скажется на надежности энергоснабжения. Также создание новой модели снимет многие последствия решений, принятых в рамках реформы электроэнергетики и оказавшиеся неправильными.

В дискуссии приняли участие представители органов государственной власти субъектов Российской Федерации, энергетических компаний, ТСО, отраслевых научных институтов и общественных объединений.

В ходе дискуссии участники «круглого стола» признали необходимость доработки проекта федерального закона, а также нормативных правовых актов, разработанных в его исполнение, в рамках подготовки ко второму чтению. Среди направлений, по которым нужна доработка:

— наделение СТСО полномочиями по участию в рассмотрении проектов утверждаемых региональными органами исполнительной власти инвестиционных программ ТСО, ОЭСХ не относятся ЕНЭС,  в части мероприятий, влияющих на надежность энергоснабжения потребителей;

— включение в проект федерального закона положений о закреплении за Минэнерго России полномочий по утверждению инвестиционных программ СТСО, урегулированию споров, связанных с участием СТСО в рассмотрении инвестиционных программ ТСО, а также возникающих между СТСО, ТСО и органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации;

— закрепление в проекте федерального закона конкретной нормы об исключении обязательного заключения договоров о порядке использования электросетевого хозяйства для владельцев ОЭСХ, которые используют их преимущественно для собственных нужд;

— урегулирование вопросов соблюдения платежной дисциплины со стороны СТСО («котлодержателя») при осуществлении расчетов с ТСО за оказание услуг по передаче электрической энергии потребителям;

— включение в проект федерального закона положений о запрете для СТСО заниматься деятельностью по оказанию услуг по управлению изменением режима потребления электрической энергии.

По итогам дискуссии Комитет Государственной Думы по энергетике рекомендует Министерству энергетики РФ оценить актуальность и целесообразность замечаний и предложений, поступивших в рамках «круглого стола» и совместно Комитетом учесть их при подготовке поправок к законопроекту федерального закон; а также до принятия проекта федерального закона в третьем чтении представить Комитету Государственной Думы по энергетике для анализа и обсуждения итоговые редакции подлежащих к принятию проектов нормативных правовых актов.

Кроме того, Комитет Государственной Думы по энергетике предлагает совместно с Минэнерго России, Минэкономразвития России, ФАС России, ТСО и другими заинтересованными лицами организовать работу по анализу правоприменения будущего ФЗ и подзаконных актов и выработке предложений по дальнейшему совершенствованию нормативного обеспечения электросетевого комплекса.

Рассмотрение законопроекта на пленарном заседании Государственной Думы в первом чтении запланировано на завтра, 22 мая 2024 года.