Японская Mitsubishi Shipbuilding Co. спустила на воду первое в мире испытательное судно для транспортировки сжиженного углекислого газа, говорится в сообщении Mitsubishi Heavy Industries (MHI). Корпус корабля оснащен резервуаром для хранения CO2, разработанным Японской ассоциацией инженерного развития (EAAJ). Длина судна составляет 72 м, ширина – 12,5 м, осадка – 4,55 м, а емкость хранилища – 1 450 куб. м. 

Проект реализуется при участии университета Отяномидзу, а также судоходных компаний Kawasaki Kisen Kaisha (“K” Line) и Nippon Gas Line Co, которые будут отслеживать соблюдение безопасных условий перевозки CO2 и проведут НИОКР для улучшения процессов транспортировки.

Переход к морской транспортировке сжиженного углекислого газа может облегчить коммерциализацию проектов в сфере улавливания, утилизации и хранения CO2 (CCUS). Круг отраслей-эмитентов диоксида углерода достаточно широк: по оценке ассоциации «Глобальная энергия», 60% глобальных выбросов CO2 приходится на электроэнергетику (30%) и промышленность (30%), а остальные 40% – на транспорт (19%), жилищный сектор (6%), а также сельское и лесное хозяйство (15%).

Точно так же перечень технологий для поглощения CO2 не ограничивается использованием абсорберов с растворителями на основе амина. Альтернативой является применение металлорганических каркасов (metal-organic frameworks, MOF) – кристаллических решетчатых структур, у которых размер пор может меняться под воздействием жидкостей, температуры и электромагнитного излучения. Благодаря этому металлорганические каркасы могут удерживать сторонние соединения, а при изменении внешних условий – высвобождать их.

Эту особенность MOF взяла на вооружение компания Drax, которая переоборудовала угольную электростанцию в Северном Йоркшире в биомассовую установку и покрыла внутренние стороны двух промышленных колонн металлорганическими каркасами. Дымовой газ, образующийся при сжигании биомассы, подается на одну из двух колонн, которая начинает удерживать CO2 в порах металлорганических каркасов. Затем первая колонна начинает подогреваться для изъятия CO2 из MOF и последующей транспортировки в хранилище, тогда как вторая – начинает принимать дымовой газ с электростанции, после чего функции колонн вновь меняются.

Эти технологии упрощают получение углекислого газа, но не обеспечивают его доставку конечным потребителям, которые зачастую удалены от поставщиков. Углекислый газ используется для охлаждения реакторов, а также производства мяса и газированных напитков. Поэтому от развития морской транспортировки CO2 выиграют пищевая промышленность и атомная энергетика.