При пересчете полной стоимости киловатт-часа с учетом всех капитальных и операционных затрат за продолжительный интервал времени ВИЭ-генерация (возобновляемые источники энергии) заметно выигрывает у других источников энергии и находится на уровне газовой генерации, рассказал заведующий базовой кафедрой «Технологии ветроэнергетики» Ульяновского государственного технического университета, генеральный директор ООО «Альтрэн» Дмитрий Степанов. И самой перспективной  является солнечная энергия.

В России 70% территории страны до сих пор не подключено к единой энергосистеме, хотя на всех этих территориях живут люди. Ежегодно десятки миллиардов рублей тратится на “северный завоз”, субсидирование выработки электроэнергии на Севере, на Дальнем востоке, на Камчатке, на Чукотке, на Сахалине и других изолированных энергосистемах. Возникает резонный вопрос: почему бы не направить часть этих средств на развитие ВИЭ-генерации на этих территориях? В последующие 30 лет такие вложения можно окупить в разы.

Для оценки затрат в электроэнергетике применяется метод LCOE – это полная стоимость киловатт-часа с учетом стоимости всех затрат, потраченных для выработки электроэнергии. Электроэнергия на оптовом рынке сегодня  торгуется на уровне 1,5 руб. за 1 кВт/ч, на границе региона — 2,5 руб. за кВт/ч. При таких ценах любая ВИЭ-генерация стоить будет больше. Но если рассматривать стоимость генерации в горизонте планирования 15-30 лет, то картина получается несколько иной.

“В России такой анализ уже проведен, — рассказал Дмитрий Степанов. — Из него известно, что в интервале планирования 15 лет на атомных станциях стоимость 1 кВт/ч составляет порядка 6-7 рублей, на станции ветровой генерации — от 4 до 6 рублей за кВт/ч, солнечной — 6-7 рублей за кВт/ч. Если тот же самый параметр пересчитать за период 30 лет, стоимость 1 кВт/ч в солнечной генерации уже составит в среднем 3-4 рубля. Оборудование на этих станциях может легко проработать этот срок”.

На данный момент солнечные станции, работающие по программе ДПМ-1 и ДПМ-2 (договоров о предоставлении мощности), вырабатывают порядка 1788 МВт, ветростанции — 2420 МВт, а малые гидростанции — порядка 87 МВт. В относительных цифрах: 56% – доля ветровой генерации, 42% — доля солнечной генерации и 2% — долей малой гидроэнергетики. Вместе порядка 4295 МВт, то есть около 1,7% всех мощностей, действующих в России.

В России не было принято выстраивать планы на 30 лет вперед. Но ситуация быстро меняется. Министерство энергетики РФ планирует утвердить новую энергостратегию России до 2050 года в марте 2024 года. Постепенно вводится дифференцируемый тариф. Если потребитель, в том числе физическое лицо, потребляет электроэнергию в объеме выше среднего по региону, то оплачивать счета придется по все более высокому тарифу. А если параллельно развивать ВИЭ-генерацию, обеспечить электроэнергией небольших потребителей, частников или малые предприятия, то можно снизить среднее потребление электроэнергии из общей сети.

Электростанции, построенные по ДПМ, заведомо дотируются. То есть стоимость электроэнергии за счет механизма перераспределения финансовой поддержки для потребителя стоит дешевле. Например, в населенных пунктах на Чукотке, как правило, электроэнергия вырабатывается за счет дизельных электростанций. На них стоимость 1 киловатт-часа варьируется от 20 до 200 рублей, а продается населению по стандартной цене 3-7 рублей за киловатт-час. Эта разница субсидируется за счет бюджетов и участников оптового рынка. Если же мы создадим там ВИЭ-генерацию, построим ветровые, солнечные станции, то средняя стоимость киловатт-часа составит уже не 40 рублей, а снизится до 15 рублей. Субсидий потребуется меньше.

“Для таких нужд микрогенерации лучше всего подходит солнечная генерация. Нетрудно поставить на своей крыше или фасаде здания солнечную панель. При использовании солнечной генерации у потребителя сразу появится доступ к простому и более низкому тарифу за электроэнергию, — убежден Дмитрий Степанов. —  С одной стороны, гибкие солнечные панели очень легкие, всего около 3,5 кг. С другой, чтобы сделать дом более энергоэффективным, фасад не нужно дополнительно укреплять. Сейчас появились и более продвинутые технологии, например, тонкопленочная фотовольтаика. Это гибкие легкие конструкции толщиной 1-2 мм, в которые встроена полимерная пленка. Уже сейчас продвинутые девелоперы, встраиваясь в программу повышения энергоэффективности зданий,   устанавливают их на крышах в виде  слоя кровли, встраивают в фасадные панели. Производительность таких модулей достигает 14-16% КПД, а в перспективе дойдет и до 25%”.

При этом полученная электроэнергия сразу может идти на общедомовые нужды, на освещение двора, подъездов и так далее. Строительство ВИЭ-генерации добавляет баллы к энергоэффективности всего дома и, соответственно, девелоперы получают более льготную процентную ставку по кредиту. Ряд московских компаний уже начали приобретать панели для того, чтобы размещать на фасадах новых сооружений.

Единственная проблема, использование солнечной энергии потребует достаточно высокого первоначального взноса: от 50 тыс. до 100 тыс рублей за 1 кВт установленной мощности. Правда, после этого станция будет работать 20-30 лет. За это время она окупится. Ведь весь период эксплуатации объект будет частично снабжаться за счет ВИЭ-генерации.