Какие источники и механизмы необходимо задействовать для привлечения инвестиций в энергетику? Справляется ли существующий оптовый рынок электроэнергии с новыми вызовами? Как обеспечить эффективное регулирование электросетевого комплекса? Эти и другие вопросы обсудили участники II Ежегодной конференции «Энергия для потребителей: вызовы, ресурсы, стратегии», организованной Ассоциацией «Сообщество прав потребителей» (АСПЭ).

В целом разговор традиционно шёл про деньги: всем хочется получать больше, платить меньше. А не получается. Поэтому и претензий у потребителей и энергетиков друг к другу много, к регуляторам – тоже.

Ситуация в энергетике за последние три-четыре года существенно изменилась: период снижения электропотребления закончился, спрос на электроэнергию растёт, об избытке мощности все забыли – опережающими темпами нарастает угроза дефицита мощностей (в 2025 году могут появиться его реальные очаги, прежде всего в регионах Юга и Дальнего Востока). Тарифы на энергию продолжают путь вверх. Угрозы для энергообъектов и промышленных предприятий с учётом СВО повышаются. Продуктивность оптового рынка и энергетических компаний остаётся крайне низкой. Всё это делает жизнь дороже и тревожнее.

Как отметил председатель наблюдательного совета АСПЭ, директор по энергетике и ресурсообеспечению, «Сибур», член наблюдательного совета, НП «Совет рынка», член правительственной комиссии по вопросам развития электроэнергетики Владимир Тупикин, непродуктивная составляющая рынка мощности уже начинает превалировать. Если ничего не менять, то к 2050 году продуктивность ОРЭМ снизится с нынешних 75% до 45 %. Чтобы не допустить такого развития событий, необходимо использовать более широкий спектр инструментов и источников инвестиций, чем это делается сейчас, в том числе, такие как государственное субсидирование займов и НИОКР, а также страхование ответственности поставщиков.

Председатель правления НП «Совет рынка» Максим Быстров продолжил тему неэффективности ОРЭМ, подчеркнув, что на рынок энергетики накладывается много неэффективностей из других отраслей. В частности, убивают эффективность условия по локализации оборудования. Введение конкурентного отбора мощности на модернизацию (КОММод) создало ажиотажный спрос на оборудование. Как следствие, выросла цена. Введение санкций усугубило ситуацию: в одночасье заменить сложное импортное оборудование отечественным невозможно. Есть проблемы с проведением конкурсов на строительство и модернизацию мощностей. Так, конкурс по конкурентному отбору мощности на Юге провалился из-за отсутствия участников, теперь государство будет в ручном режиме назначать строителей новой генерации. И это – экономический сигнал для энергетики.

Также М. Быстров затронул тему ухода крупных потребителей на собственную генерацию. На самом деле никто никуда не уходит: предприятия, создавая или используя построенную в советское время локальную генерацию, не спешат отключаться от общей энергосистемы, поскольку собственное оборудование всегда может выйти из строя, тогда поможет внешняя сеть. При этом такие потребители не желают платить сетевую составляющую, перебросив эту обязанность на других. Это неправильно. Ты уже или уходи на собственную генерацию, или выполняй действующие законы и правила.

В ближайшие 20 лет потребуется существенное обновление генерирующих мощностей,–заметила председатель наблюдательного совета ассоциации «Совет производителей энергии», член правления – руководитель Центра трейдинга «Интер РАО» Александра Панина. По её словам, до 2042 года в развитие генерации потребуется 39 трлн руб. Чтобы не допустить дефицита энергии, уже до 2030 года необходимо ввести более 8 ГВт мощностей. А до 2042 года – свыше 90 ГВт. Для реализации разработанной Системным оператором ЕЭС Генеральной схемы размещения энергобъектов, необходимо найти источники финансирования, а также модернизировать систему привлечения инвестиций в генерацию.

Вице-президент по энергетике и экологии Группы НЛМК Сергей Чеботарёв считает, что нужно уходить от модели, когда за всё платит потребитель. Этот вопрос особенно актуален для производителей стальной продукции: в условиях, когда китайцы обрушили цены на сталь во всём мире, российским металлургам сложно отдавать треть выручки за электроэнергию. Понимая при этом, что эффективным источником инвестиций в электроэнергетику может быть сама электроэнергетика. Это самодостаточная отрасль, с такой маржинальной доходностью, которая может обеспечивать инвестиции и поддерживать новое строительство.

Действующая модель РСВ и КОМ позволяет закрыть до 50 % инвестиционной потребности рынка. Но для этого необходим контроль со стороны государства за наращиванием и использованием инвестиционного потенциала ОРЭМ.

Важным элементом инвестиционной политики является повышение эффективности резерва за счёт вывода из работы старых энергоблоков и ввода новых с более высоким КИУМ.

С. Чеботарёв отметил, что нужно поддерживать инициативу предприятий по строительству собственной генерации, так как это снизит риски нарастания локального дефицита. Также необходимо продумать механизм возврата инвестиций потребителям при преждевременном выводе из эксплуатации построенных или модернизированных за счёт потребителей энергообъектов.

«Самое неприятное и печально, что потребитель несёт ответственность за строительство генерации, взяв на себя, по сути, все компенсационные затраты»,– сказал директор по работе с естественными монополиями, «РУСАЛ Менеджмент» Максим Балашов. При этом потребитель не имеет возможности влиять на стоимость строительства генерации. ОРЭМ этого не предусматривает, а модель «инвестиционного договора» (ИД) в предлагаемом виде потребителю не интересна. Однако ИД может стать очень привлекательным инструментом, если его довести до ума.

Директор «КМА-Электро» Сергей Щербина рассказал об особенностях энергоснабжения промышленных объектов в условиях боевых действий (предприятие находится в Курской области). Ограничения электроснабжения во время обстрелов влияет на режим работы предприятия, нарушает технологический цикл. Директор поблагодарил энергетиков, которые после повреждений энергообъектов быстро восстанавливают подачу электричества, но отметил, у таких огромных заводов, как «КМА-Электро» обязательно должны быть собственные источники генерации.

С. Щербина также акцентировал внимание на ценообразование в энергетике, подчеркнув, что цены на электричество растут намного быстрее, чем на железнорудное сырьё.

О проблемах и путях их решения говорили все выступающие. Так, член правления, заместитель генерального директора по инвестициям и капитальному строительству, ПАО «Россети» Алексей Мольский сказал о том, что при принятии решений нужно вновь и вновь возвращаться к советскому опыту, нужно считать: что в том или ином случае правильнее: строить новые генерирующие мощности, или сети?

Председатель Правления, «Системный оператор Единой энергетической системы» Фёдор Опадчий рассказал о масштабных авариях в энергетике Юга, вызванных аномальными и длительными температурами. Он подчеркнул, что в этом году при планировании СиПР учтён фактор аварийности.

Председатель наблюдательного совета НП «Совет рынка» Павел Сниккарс напомнил, что дефицит энергии возможе в перспективе. Нынешние же ограничения в энергоснабжении связаны с высокой аварийностью. В частнсоти, массовая авария в энергосистеме Юга произошла именно потому, что две независимые друг от друга ТСО «тупо не отремонтировали трансформаторы» вовремя. Спасибо «Россетям», которые подключились к работе и помогли справиться с ситуацией.

Отвечая на жалобы потребителей энергии, П. Сниккарс посоветовал им на базе сообщества создать свой банк, чтобы экономить на стоимости денег, направляемых в электроэнергетику в качестве инвестиций и отражающихся в конечной цене для промышленных потребителей.

Наиболее острые вопросы функционирования энергорынка обсудили участники сессии «Время перемен. Справляется ли с актуальными вызовами существующая конфигурация оптового рынка электроэнергии?». О том, каким должно быть эффективное регулирование электросетевого комплекса, размышляли участники сессии «Качество и надёжность энергоснабжения».

В работе конференции приняли участие представители Минэнерго России, других регулирующих органов, руководители промышленных прердприятий, генерирующих и электросетевых компаний.