Энергия ветропарков – по прямым договорам
Российская ассоциация ветроиндустрии (РАВИ) провела (Ассоциация российской ветроиндустрии) вебинар на тему: «Поставка электроэнергии по прямым договорам от ветропарков: преимущества и возможности», на котором НП «Совет рынка» познакомил в новым инструментом торговли, который планируется ввести на оптовом рынке энергии и мощности (ОРЭМ). Это инвестиционный договор (ИД), который заключается между поставщиком и потребителем электроэнергии на двусторонней основе и на особых условиях.
По мнению разработчиков, ИД позволит обеспечить адресное инвестирование проектов возобновляемой энергетики и создаст дополнительные возможности для строительства и модернизации именно той ВИЭ-генерации, которая нужна конкретному потребителю.
Как пояснил первый заместитель председателя правления Ассоциации «НП «Совет рынка», главный редактор журнала «Вести в электроэнергетике» Олег Баркин , создание нового механизма вызвано необходимостью стимулирования добровольного спроса на возобновляемую и низкоуглеродную генерацию. Эта идея неоднократно озвучивалась на различных форумах и конференциях. Интерес к новому инструменту проявляют не только участники ОРЭМ, но и банки.
По мнению О. Баркина, инвестиционный двусторонний договор расширяет инструментарий торговых операций на оптовом рынке. А чем больше инструментов у участников рынка, тем лучше.
Важно отметить, что при достаточно большом наборе инструментов? действующих на ОРЭМ, отсутствует механизм адресного возврата инвестирования в строительство генерации (в первую очередь ВИЭ) независимым производителям электроэнергии. Большинство действующих на опте механизмов торговли обязательны для всего круга потребителей одной ценовой зоны. Выбор у потребителей небольшой, зачастую им приходится оплачивать дорогостоящую новую генерацию, даже если они ею не пользуются. В частности, механизм ДПМ «распыляет» «зелёную» энергию на всех потребителей независимо от того, нужна она им или нет.
Инвестиционный договор – не ДПМ, он не навязывается «сверху», заключается, как правило, на долгосрочной основе и даёт участникам право самим решать, следует вступать в такой договор или нет
Потребитель от заключения инвестиционного договора с конкретным ВИЭ-генератором имеет возможность выбирать условия договора, оговаривать вопросы фиксации цены на длительный срок, эффективности снижения углеродного следа, снижения конечной стоимости электроэнергии.
Генератор, в свою очередь, получает дополнительный источник привлечения инвестиций в строительство новых объектов, а также возможность выбора контрагента.
Для энергетической инфраструктуры возникает позитивный эффект в том плане, что развитие инфраструктуры ВИЭ идёт без наращивания «перекрёстки» и других надбавок.
С введением ИД взаимоотношения потребителя и генератора переходят на принципиально новый уровень. Прежде всего, они перестают быть обезличенными. Генератор реализует интересы конкретного потребителя и за счёт стабильного финансового потока привлекает выгодные кредитные предложения. Потребитель, в свою очередь, не отвлекает средства на несвойственные и ненужные ему задачи. Возникает конструкция win-win, когда в выигрыше остаются все участники договора.
Ещё более привлекательным инструмент ИД могут сделать дополнительные меры от государства в виде налоговых льгот и льготных кредитных ставок. Это откроет новые возможности для долгосрочного развития энергетического машиностроения, повысит привлекательность
конкурентного привлечения инвестиций, будет способствовать формированию кластера эффективных потребителей.
А главное, новый инвестиционный механизм не должен приводить к ухудшению работы ЕЭС России и росту перекрёстного субсидирования на оптовом рынке энергии и мощности.
Участники вебинара рассмотрели разные варианты, при которых тот или иной торговый инструмент на ОРЭМ и при каких обстоятельствах выглядет наиболее привлекательным. Модератор вебинара, председатель правления Российской Ассоциации ветроиндустрии (РАВИ) Игорь Брызгунов отметил, что покупателю нужно внимательно смотреть на перспективу развития цены на оптовом рынке в каждом конкретном случае, чтобы решить для себя: имеет ли смысл покупать её в начале дороже, чтобы в перспективе покупать дешевле? Особенно, если учесть, что энергосистема в целом может предложить стоп-цену на 15 лет вперёд и фиксировать её без всяких поправок. Риски есть всегда. И есть место для рассуждений: что быстрее вырастет: цена на электроэнергию или топливная составляющая?
Заместитель директора Сообщества потребителей энергии Валерий Дзюбенко, в свою очередь, отметил, что предлагаемый механизм ИД интересен промышленным потребителям. Ведь несмотря на то, что спрос на «зелёную» энергию сократился, тенденция никуда не делась и ограничения по «углеродному следу» для экспортоориентированных предприятий (например, чёрной, цветной металлургии, производителей удобрений и пр.) остаются актуальными.
Проведённый опрос показал, что российские промпредприятия готовы инвестировать в строительство примерно 1 ГВт «зелёных» энергомощностей.
В. Дзюбенко также подчеркнул: потребитель, заключивший инвестиционный договор, снимает с других потребителей обязанность строить для него генерацию. Говоря о повышении ответственности за дополнительные отборы мощности с оптового рынка, представитель потребительского сообщества заметил, что применять повышенный коэффициент к потребителю вряд ли нужно. Отечественная энергосистема избыточна, каждый дополнительный спрос для неё – благо. Поэтому требования в этом пункте следует пересмотреть.
Председатель Правления РАВИ, депутат Госдумы РФ Сергей Морозов считает, что свободные двухсторонние договора, как рынок, могут стать альтернативой ДПМ, но уже не за счёт, а во благо потребителей. Это абсолютно новый коммерческий рынок, который не субсидируется государством, заметил он.