«Зелёной» энергии – «зелёный» сертификат
Вопросы функционирования и развития российской энергетической системы в условиях энергоперехода обсудили в рамках Российской энергетической недели 2021.
В центре внимания в том числе были вопросы финансирования низкоуглеродных проектов в энергетике, внедрения системы «зелёных» сертификатов, создания государственных инструментов и банковских продуктов, позволяющих сделать программы ВИЭ дешевле.
Не раз поднимался вопрос влияния требований ESG на отечественную электроэнергетику, использование регуляторных и экономических механизмов в области развития ВИЭ и традиционной энергетики.
Было отмечено, что российский энергобаланс – один из самых чистых в мире, благодаря существенной доле атомной и гидроэнергетики. Проблема лишь в том, что атом и вода еще не признаны на мировом уровне низкоуглеродными источниками.
— Мы идём по пути признания низкоуглеродости ГЭС на международном уровне, — сказал в своём выступлении руководитель энергетического бизнеса En+ Group Михаил Хардиков – Есть методики измерения выбросов парниковых газов с водохранилищ. В течение трёх сезонов международная группа экспертов по изменению климата проводила измерения на Братской и Усть-Илимской ГЭС, входящих в состав нашей компании. Результат по Братской ГЭС – 8 гр. СО2 на кВт-ч, по Усть-Илимской ещё ниже – 4 гр/кВт-ч. Это подтверждает низкоуглеродность энергии наших гидроэлектростанций.
Развитие гидроэнергетики является не только ключевым фактором повышения надёжности энергообеспечения потребителей, но и одним из важнейших условий снижения углеродного следа в экономике в целом.
Комментируя итоги одной из сессий, М. Хардиков сказал журналу «Вести в электроэнергетике», что Сибирь обладает колоссальным гидропотенциалом, который ещё не освоен. Учитывая перспективы развития восточной части страны, En+, если будет соответствующее решение Правительства, готова до 2030 года построить 4 гидроэлектростанции общей мощностью 2,5 ГВт: это Тельмамская ГЭС 450 МВт, Крапивинская ГЭС 345 МВт, Нижнебогучанская ГЭС 660 МВт и Мотыгинская ГЭС 1 ГВт.
При этом представитель En+ отметил, что ГЭС будут размещены близко к центрам потребления, — компания не ставит целью передавать выработанную гидроэлектростанциями энергию на тысячи километров, тем более на экспорт. Так, будущая Тельмамская ГЭС будет обеспечивать электроэнергией потребности Восточного полигона, а также предприятий, ведущих добычу полезных ископаемых на крупнейших месторождениях меди и золота, расположенных в Иркутской области и Якутии.Это даст возможность экспортерам этой продукции подтвердить свою низкоуглеродность.
Нижнебогучанская гидростанция на реке Ангара строится в развитие Богучанской ГЭС, для дополнительного энергообеспечения Тайшета. Энергию второй станции на Ангаре – Мотыгинской ГЭС – планируется использовать в том числе для получения «зеленого» водорода.
М. Хардиков, подчеркнул, что внутри страны много промышленных потребителей, которым необходима чистая энергия, за счёт чего они могут повысить конкурентоспособность своих продуктов на внутреннем и внешних рынках.
Большое внимание компания En+ уделяет развитию малой гидрогенерации. Это перспективное направление, и первый проект уже находится в стадии реализации: в Карелии по программе ДПМ’ строится Сегозерская ГЭС. В 2022 году станция должна начать выдавать чистую электроэнергию.
Вместе с тем представитель En+ заметил: чтобы развивать строительство малых ГЭС нужно в рамках ДПМ синхронизировать правила оплаты мощности для малых ГЭС с солнечными и ветряными ВИЭ. В соответствии с действующими принципами, солнечные и ветряные станции, строящиеся по ДПМ, оплачиваются на 100%, независимо от их мощности, а малые ГЭС – только по напорным характеристикам. Это ставит малую гидроэнергетику в заведомо невыгодное положение по сравнению с солнцем и ветром. «Программа поддержки для малых ГЭС должна быть такой же, как и для другой возобновляемой энергетики», — считает М. Хардиков.
Была затронута также тема строительства противопаводковых ГЭС. Руководитель энергетического сегмента группы подчеркнул: если государство будет расширять программу строительства противопаводковых ГЭС, Еn+ обязательно примет в ней участие.
На протяжении многих лет уже Еn+ Group реализует множество программ, связанных с устойчивым развитием. Подобный вектор развития компании задал ещё ее основатель Олег Дерипаска. Неотъемлемой частью подобных программ является и выпуск «зелёных сертификатов».
Хардиков напомнил, что Еn + начала выпускать сертификаты в 2020 году — первой в России. За это время продали 800 тысяч сертификатов, заключили сделку на миллион сертификатов. Покупатели зеленых сертификатов – самые разные компании: промышленные, контейнерные, Сбербанк, брокеры и т.д. В стране много потребителей, которым важно подтверждение низкого углеродного следа.
Тем не менее En+ Group не гонится за количеством. Логика продаж нацелена на то, чтобы настроить систему обращения сертификатов, которая будет вызывать доверие не только в России, но и за рубежом. «Пока наши сертификаты не превратились в инструмент реального зелёного финансирования, но наблюдается повышающий тренд. Для удобства потребителей сертификатов компания перешла к статусу «полного цикла», когда обеспечивается выпуск, продажа и погашение «зелёных сертификатов», — сказал М. Хардиков.
В настоящее время En+ Group является лидером по продаже сертификатов в системе сертификации I-REC, занимая более 60% рынка. Однако компания считает, что нужна национальная система сертификации. А для её формирования нужно соответствующее законодательство. Главная задача – создать такую национальную систему, которая будет соответствовать международным стандартам, чтобы наши сертификаты принималась и использовалась не только внутри России, но и за рубежом.
На вопрос «Вестей в электроэнергетике», что будет с частными «зелёными» сертификатами, когда появится национальная система, М. Хардиков ответил: «Любая система сертификации имеет право на жизнь. Победит та система, которая будет наиболее удобна для потребителя. Главное, всё должно быть синхронизировано, чтобы одна и та же зелёная энергия не продавалась дважды».