Стр. 10 - VESTI-NEWS_1(99)-2019-demo

Упрощенная HTML-версия

Вести в электроэнергетике | № 1 (99) 2019
Закон в проекте
16
Лицензия на порядок
1 июля 2020 года вступит в силу закон о лицензировании энергосбыто-
вых компаний. С этого времени осуществлять сбытовую деятельность
как на оптовом, так и на розничных рынках электроэнергии без лицензии
­будет нельзя.
Юлия ДИНОВА
Лицензирование вводится с целью наведения
порядка на рынке сбытовых услуг, повышения фи-
нансовой дисциплины и качества обслуживания по-
требителей.
Работа над законопроектом под сложным назва-
нием «О внесении изменений в ст. 4 и 5 Федераль-
ного закона «О внесении изменений в Федеральный
закон «Об электроэнергетике» и отдельные законо-
дательные акты Российской Федерации, связанные
с лицензированием энергосбытовой деятельности»
продолжается уже пять лет. Первоначально закон
предполагалось ввести в действие летом 2017 г. Од-
нако срок несколько раз отодвигался, и на одном из
последних заседаний 2018 года в Государственной
Думе РФ вновь было принято решение перенести
вступление закона в силу на 2020-й год.
По словам первого заместителя председате-
ля Комитета Госдумы РФ по энергетике Сергея
­Есякова, такая неспешность объясняется, с одной
стороны, неготовностью сбытовых компаний к про-
цессу лицензирования, с другой, — ​необходимостью
доработки правовой базы.
Законопроект требовал существенной доработки
и дополнительных согласований. В частности, по-
началу недостаточно была прописана часть, касаю-
щаяся качества обслуживания потребителей. После
доработки были приняты поправки, предусматри-
вающие наличие необходимого количества хоро-
ших центров обслуживания граждан, бесперебой-
ную работу серверов компаний, свободный доступ
потребителя к информации на сайте компании и че-
рез личный кабинет, где можно увидеть все этапы
прохождения средств, проследить, как формирует-
ся сумма оплаты и куда уходят внесённые за элек-
тричество деньги. Для этого все компании, выходя-
щие на рынок, должны обладать соответствующими
технологиями и оборудованием. Большое внима-
ние в ходе работы над законопроектом было уделе-
но финансовой стороне деятельности энергосбыто-
вых компаний.
Кроме того, новый законопроект нужно было
максимально «состыковать» с уже действующи-
ми законодательными документами (прежде всего
с ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятель-
ности»), чтобы избежать законодательных проти-
воречий в подходах к лицензированию и контролю
за деятельностью энергосбытовых компаний.
За время «шлифовки» документ обновился
на 80%!
По предварительным оценкам Минэнерго РФ,
в России работает 1329 сбытовых компаний, вклю-
чая гарантирующих поставщиков и независимые
организации. Все они — ​очень разные как по ответ-
ственности перед партнёрами, так и по подходам
к ведению бизнеса. Наряду с профессиональны-
ми организациями, на рынке широко представлены
и сомнительные структуры, поскольку зарегистри-
роваться в качестве сбытовой компании достаточно
просто — ​набор требований к имуществу и уставному
капиталу предъявляется минимальный. Отдельные
сбытовые организации, собирая деньги с потреби-
телей, предпочитают оставлять их у себя, не распла-
чиваясь с ресурсоснабжающими организациями за
полученную электроэнергию. Также ведут себя и не-
добросовестные потребители. В целом накопленная
задолженность перед генерирующими и сетевыми
компаниями делится на две большие группы: задол-
женность энергосбытов и задолженность потреби-
телей. В 2018 г. долги за производство и передачу
электроэнергии на оптовом рынке составили 75 млн
руб., на розничном — ​580 млн руб.
Механизм лицензирования нацелен на борь-
бу с недобросовестными сбытовыми организаци-
ями, отмечает статс-секретарь, заместитель мини-
стра энергетики РФ Анастасия Бондаренко. Раньше
в стране действовали другие механизмы контроля за
деятельностью сбытовых компаний, но в связи с ро-
стом задолженности за электроэнергию появилась
необходимость ввести «усреднённые» требования
к сбытовому сектору.