Вести в электроэнергетике | № 1 (99) 2019
              
            
            
              
                Закон в проекте
              
            
            
              
                16
              
            
            
              Лицензия на порядок
            
            
              1 июля 2020 года вступит в силу закон о лицензировании энергосбыто-
            
            
              вых компаний. С этого времени осуществлять сбытовую деятельность
            
            
              как на оптовом, так и на розничных рынках электроэнергии без лицензии
            
            
              будет нельзя.
            
            
              Юлия ДИНОВА
            
            
              Лицензирование вводится с целью наведения
            
            
              порядка на рынке сбытовых услуг, повышения фи-
            
            
              нансовой дисциплины и качества обслуживания по-
            
            
              требителей.
            
            
              Работа над законопроектом под сложным назва-
            
            
              нием «О внесении изменений в ст. 4 и 5 Федераль-
            
            
              ного закона «О внесении изменений в Федеральный
            
            
              закон «Об электроэнергетике» и отдельные законо-
            
            
              дательные акты Российской Федерации, связанные
            
            
              с лицензированием энергосбытовой деятельности»
            
            
              продолжается уже пять лет. Первоначально закон
            
            
              предполагалось ввести в действие летом 2017 г. Од-
            
            
              нако срок несколько раз отодвигался, и на одном из
            
            
              последних заседаний 2018 года в Государственной
            
            
              Думе РФ вновь было принято решение перенести
            
            
              вступление закона в силу на 2020-й год.
            
            
              По словам первого заместителя председате-
            
            
              ля Комитета Госдумы РФ по энергетике Сергея
            
            
              Есякова, такая неспешность объясняется, с одной
            
            
              стороны, неготовностью сбытовых компаний к про-
            
            
              цессу лицензирования, с другой, — необходимостью
            
            
              доработки правовой базы.
            
            
              Законопроект требовал существенной доработки
            
            
              и дополнительных согласований. В частности, по-
            
            
              началу недостаточно была прописана часть, касаю-
            
            
              щаяся качества обслуживания потребителей. После
            
            
              доработки были приняты поправки, предусматри-
            
            
              вающие наличие необходимого количества хоро-
            
            
              ших центров обслуживания граждан, бесперебой-
            
            
              ную работу серверов компаний, свободный доступ
            
            
              потребителя к информации на сайте компании и че-
            
            
              рез личный кабинет, где можно увидеть все этапы
            
            
              прохождения средств, проследить, как формирует-
            
            
              ся сумма оплаты и куда уходят внесённые за элек-
            
            
              тричество деньги. Для этого все компании, выходя-
            
            
              щие на рынок, должны обладать соответствующими
            
            
              технологиями и оборудованием. Большое внима-
            
            
              ние в ходе работы над законопроектом было уделе-
            
            
              но финансовой стороне деятельности энергосбыто-
            
            
              вых компаний.
            
            
              Кроме того, новый законопроект нужно было
            
            
              максимально «состыковать» с уже действующи-
            
            
              ми законодательными документами (прежде всего
            
            
              с ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятель-
            
            
              ности»), чтобы избежать законодательных проти-
            
            
              воречий в подходах к лицензированию и контролю
            
            
              за деятельностью энергосбытовых компаний.
            
            
              За время «шлифовки» документ обновился
            
            
              на 80%!
            
            
              По предварительным оценкам Минэнерго РФ,
            
            
              в России работает 1329 сбытовых компаний, вклю-
            
            
              чая гарантирующих поставщиков и независимые
            
            
              организации. Все они — очень разные как по ответ-
            
            
              ственности перед партнёрами, так и по подходам
            
            
              к ведению бизнеса. Наряду с профессиональны-
            
            
              ми организациями, на рынке широко представлены
            
            
              и сомнительные структуры, поскольку зарегистри-
            
            
              роваться в качестве сбытовой компании достаточно
            
            
              просто — набор требований к имуществу и уставному
            
            
              капиталу предъявляется минимальный. Отдельные
            
            
              сбытовые организации, собирая деньги с потреби-
            
            
              телей, предпочитают оставлять их у себя, не распла-
            
            
              чиваясь с ресурсоснабжающими организациями за
            
            
              полученную электроэнергию. Также ведут себя и не-
            
            
              добросовестные потребители. В целом накопленная
            
            
              задолженность перед генерирующими и сетевыми
            
            
              компаниями делится на две большие группы: задол-
            
            
              женность энергосбытов и задолженность потреби-
            
            
              телей. В 2018 г. долги за производство и передачу
            
            
              электроэнергии на оптовом рынке составили 75 млн
            
            
              руб., на розничном — 580 млн руб.
            
            
              Механизм лицензирования нацелен на борь-
            
            
              бу с недобросовестными сбытовыми организаци-
            
            
              ями, отмечает статс-секретарь, заместитель мини-
            
            
              стра энергетики РФ Анастасия Бондаренко. Раньше
            
            
              в стране действовали другие механизмы контроля за
            
            
              деятельностью сбытовых компаний, но в связи с ро-
            
            
              стом задолженности за электроэнергию появилась
            
            
              необходимость ввести «усреднённые» требования
            
            
              к сбытовому сектору.