Стр. 11 - VESTI-NEWS_1(99)-2019-demo

Упрощенная HTML-версия

Вести в электроэнергетике | № 1 (99) 2019
Закон в проекте
17
Отказаться от избыточных требований
Наталья НЕВМЕРЖИЦКАЯ,
председатель Правления Ассоциации ГП и ЭСК
В энергосбытовом
секторе к вопросу
о лицензировании
сбытовой деятель-
ности отнеслись на-
стороженно. Во-первых, новые требования —​
это всегда дополнительная нагрузка, в том
числе финансовая, на участников рынка, во‑вто-
рых, у профессиональных игроков есть ряд возра-
жений к положениям, изложенным в проектах госу-
дарственных документов.
Следует отметить, что в настоящее время, в от-
сутствие лицензирования, деятельность гаранти-
рующих поставщиков строго регламентируется за-
конодательством, к ним предъявляются жёсткие
требования, действуют механизмы по лишению
статуса ГП и т.д.
Лицензирование энергосбытовых компаний
может, с одной стороны, способствовать наведе-
нию порядка на рынке, с другой — ​создать препят-
ствия для их развития, в случае, если нормативная
правовая база будет недостаточно отрегулирована,
а требования — ​избыточными.
Стоит отметить, что на сегодняшний день боль-
шинство непрофессиональных участников рынка
не понимают сущности лицензионных требований.
Более того, энергосбытовые организации не могут
начать подготовительную работу для получения
лицензии, поскольку соответствующие докумен-
ты окончательно не приняты, работа над ними ещё
продолжается.
В рамках обсуждения закона о лицензировании
энергосбытовой деятельности и подзаконных актов
Ассоциация гарантирующих поставщиков и энер-
госбытовых компаний направила в Министерство
энергетики РФ пакет предложений, где акцентиру-
ется внимание на ключевых моментах, которые не-
обходимо внести в проекты документов, и предла-
гается конкретизировать отдельные пункты.
В частности, мы считаем, что до введения в силу
закона о лицензировании необходимо отменить
избыточные положения и показатели, касающиеся
расчётов ГП и ЭСК с сетевыми организациями, оста-
вив только специальные показатели, предусмо-
тренные в проекте Постановления Правительства
Российской Федерации «О лицензировании энер-
госбытовой деятельности» от 18.05.2018 г., подго-
товленном Минэнерго России. Избыточность по-
ложений, перенесённая в новый закон из старых
постановлений и актов, создаёт основания для
прекращения лицензии (лишения статуса ГП) в от-
сутствие проблемной ситуации или после её урегу-
лирования судом.
В части взаимодействия сбытов с электросете-
выми компаниями есть ещё ряд спорных направле-
ний, которые необходимо отработать.
Нужно также пересмотреть положения об оч-
ном обслуживании потребителей. От соискателей
лицензии в соответствии с Приложением к проек-
ту постановления Правительства РФ требуется соз-
давать центры очного обслуживания потребителей
(ЦОП) из расчёта не менее одного центра на 60 тыс.
человек.
В условиях, когда набирают темпы заочное об-
служивание и сервисы для взаимодействия с по-
требителями — ​через личные кабинеты и онлайн-
сервисы, такое нормирование вынудит сбытовые
компании открывать новые, заведомо невостре-
бованные ЦОПы, прежде всего, в крупных горо-
дах.
Создание дополнительных офисов приве-
дёт к дополнительным расходам энергосбытовых
компаний, которые будут переложены на потре-
бителей.
Если говорить о влиянии закона о лицензиро-
вании сбытовой деятельности на развитие рознич-
ных рынков, то в этом случае я бы рассматривала
лицензирование как превентивную меру. Насколь-
ко она будет способствовать развитию РРЭ, пока
не ясно. В настоящее время розничные рынки
в большинстве регионов ещё не сформированы,
а там, где с натяжкой можно сказать, что РРЭ суще-
ствуют, конкуренции за мелких потребителей нет.
Всё-таки формирование розничных рынков за-
висит не столько от лицензионной деятельности,
сколько от других условий и механизмов.