Стр. 9 - VESTI-NEWS_1(99)-2019-demo

Упрощенная HTML-версия

Вести в электроэнергетике | № 1 (99) 2019
В Госдуме РФ
11
инфляции, так и конкурентных рыночных цен на
электроэнергию.
При этом следует отметить, что в настоящее
время сохраняется значительная дифференциация
в уровнях тарифов между регионами, расположен-
ными не только в различных федеральных округах,
но и в географически близких регионах со сходны-
ми экономическими условиями.
Одним из факторов такой дифференциации яв-
ляется неравномерное пространственное распреде-
ление производительных сил и электрогенерации
при наличии существенных сетевых ограничений.
Ещё одним существенным фактором является раз-
личный уровень тарифов на услуги по передаче
электроэнергии, регулируемых в каждом субъекте
Российской Федерации отдельно.
Таким образом, в результате реформы электро-
энергетики и формирования рынка электроэнер-
гии сложилась достаточно сложная и местами
непрозрачная система ценообразования на электро­
энергию.
ИНВЕСТИЦИЯМ РИСКИ НЕ НУЖНЫ
В связи с указанной сложностью и разнообрази-
ем системы ценового регулирования ФАС России
было инициировано создание нового закона об ос-
новах государственного регулирования тарифов. Ра-
бота над проектом ФЗ «Об основах государственно-
го регулирования цен (тарифов)» ведётся уже почти
два года. Однако на текущий момент законопроект
сохраняет риски снижения инвестиционной привле-
кательности и ухудшения финансового состояния
регулируемых отраслей и, по мнению участников
круглого стола, требует системной доработки с учё-
том многочисленных экспертных замечаний.
Институт проблем ценообразования и регули-
рования естественных монополий Научно-иссле-
довательского университета «Высшая школа эко-
номики» (ИПЦРЕМ НИУ ВШЭ) изучал влияние
изменения тарифов в электроэнергетике и газовой
промышленности на конкурентоспособность основ-
ных отраслей экономики и на основные макроэко-
номические показатели. Как показали результаты
исследования, изменение тарифов естественных мо-
нополий с 2000 по 2015 г. в целом не оказало значи-
мого влияния на рассматриваемые параметры — ​на
инфляцию и уровень инвестиций, которые исполь-
зуются в качестве аргументов в пользу сдерживания
тарифов.
По мнению специалистов Института, установ-
ление тарифов естественных монополий по мето-
ду «инфляция минус» не всегда позволяет в полной
мере стимулировать эффективность в регулируе-
мом секторе отрасли. Фактические значения индек-
са потребительских цен (ИПЦ) по большей степени
являются результатом движения цен на продоволь-
ственные продукты и товары лёгкой промышленно-
сти, поэтому выбор этого индекса в качестве ограни-
0%
2012
2013
2014
2015
2016
2017
2018
(
)
7%
9%
,
10%
11%
13%
7%
5%
4%
4%
3%
3%
7%
,
Рис. 1. Динамика уровня тарифов, установленных органами государственного регулирования тарифов
для населения и приравненных к нему категорий потребителей в период 2012–2018 гг.