Вести в электроэнергетике | № 1 (99) 2019
              
            
            
              
                В Госдуме РФ
              
            
            
              
                11
              
            
            
              инфляции, так и конкурентных рыночных цен на
            
            
              электроэнергию.
            
            
              При этом следует отметить, что в настоящее
            
            
              время сохраняется значительная дифференциация
            
            
              в уровнях тарифов между регионами, расположен-
            
            
              ными не только в различных федеральных округах,
            
            
              но и в географически близких регионах со сходны-
            
            
              ми экономическими условиями.
            
            
              Одним из факторов такой дифференциации яв-
            
            
              ляется неравномерное пространственное распреде-
            
            
              ление производительных сил и электрогенерации
            
            
              при наличии существенных сетевых ограничений.
            
            
              Ещё одним существенным фактором является раз-
            
            
              личный уровень тарифов на услуги по передаче
            
            
              электроэнергии, регулируемых в каждом субъекте
            
            
              Российской Федерации отдельно.
            
            
              Таким образом, в результате реформы электро-
            
            
              энергетики и формирования рынка электроэнер-
            
            
              гии сложилась достаточно сложная и местами
            
            
              непрозрачная система ценообразования на электро
            
            
              энергию.
            
            
              
                ИНВЕСТИЦИЯМ РИСКИ НЕ НУЖНЫ
              
            
            
              В связи с указанной сложностью и разнообрази-
            
            
              ем системы ценового регулирования ФАС России
            
            
              было инициировано создание нового закона об ос-
            
            
              новах государственного регулирования тарифов. Ра-
            
            
              бота над проектом ФЗ «Об основах государственно-
            
            
              го регулирования цен (тарифов)» ведётся уже почти
            
            
              два года. Однако на текущий момент законопроект
            
            
              сохраняет риски снижения инвестиционной привле-
            
            
              кательности и ухудшения финансового состояния
            
            
              регулируемых отраслей и, по мнению участников
            
            
              круглого стола, требует системной доработки с учё-
            
            
              том многочисленных экспертных замечаний.
            
            
              Институт проблем ценообразования и регули-
            
            
              рования естественных монополий Научно-иссле-
            
            
              довательского университета «Высшая школа эко-
            
            
              номики» (ИПЦРЕМ НИУ ВШЭ) изучал влияние
            
            
              изменения тарифов в электроэнергетике и газовой
            
            
              промышленности на конкурентоспособность основ-
            
            
              ных отраслей экономики и на основные макроэко-
            
            
              номические показатели. Как показали результаты
            
            
              исследования, изменение тарифов естественных мо-
            
            
              нополий с 2000 по 2015 г. в целом не оказало значи-
            
            
              мого влияния на рассматриваемые параметры — на
            
            
              инфляцию и уровень инвестиций, которые исполь-
            
            
              зуются в качестве аргументов в пользу сдерживания
            
            
              тарифов.
            
            
              По мнению специалистов Института, установ-
            
            
              ление тарифов естественных монополий по мето-
            
            
              ду «инфляция минус» не всегда позволяет в полной
            
            
              мере стимулировать эффективность в регулируе-
            
            
              мом секторе отрасли. Фактические значения индек-
            
            
              са потребительских цен (ИПЦ) по большей степени
            
            
              являются результатом движения цен на продоволь-
            
            
              ственные продукты и товары лёгкой промышленно-
            
            
              сти, поэтому выбор этого индекса в качестве ограни-
            
            
              0%
            
            
              2012
            
            
              2013
            
            
              2014
            
            
              2015
            
            
              2016
            
            
              2017
            
            
              2018
            
            
              (
            
            
              )
            
            
              7%
            
            
              9%
            
            
              
, 
            
            
              10%
            
            
              11%
            
            
              13%
            
            
              7%
            
            
              5%
            
            
              4%
            
            
              4%
            
            
              3%
            
            
              3%
            
            
              7%
            
            
              , 
            
            
              
                Рис. 1. Динамика уровня тарифов, установленных органами государственного регулирования тарифов
              
            
            
              
                для населения и приравненных к нему категорий потребителей в период 2012–2018 гг.