Стр. 10 - VESTI-NEWS_2(100)-2019-demo

Упрощенная HTML-версия

Вести в электроэнергетике | № 2 (100) 2019
Биржа угля
14
Биржа угля: вчера, сегодня, завтра
Крупнейшая в России Санкт-Петербургская Международная Товар-
но-сырьевая биржа (СПбМТСБ) планирует запустить биржевые тор-
ги энергетическим углём до конца текущего года. О целях, задачах
и основных принципах формирования биржевого рынка угля рассказыва-
ет один из разработчиков проекта, директор по региональной политике
ЦФО СПбМТСБ Александр ГУДКОВ.
В прошлом году СПбМТСБ отметила своё деся-
тилетие. К этой дате биржа подошла безусловным
лидером российского топливного рынка — ​через
биржевые торги проходит около 20% всех нефтепро-
дуктов, торгуемых на внутреннем рынке. За десять
лет и регуляторы, и участники рынка смогли убе-
диться в том, что биржевые технологии — ​это эф-
фективный инструмент развития конкуренции, по-
вышения прозрачности ценообразования, а значит
и роста эффективности экономики в целом.
Задача проработать вопросы запуска бирже-
вых торгов энергетическим углём была поставле-
на президентом России ещё в 2013 году на совеща-
нии в Кемерово. В соответствии с этим поручением
в 2015 году был запущен пилотный проект по бир-
жевым торгам углём, но по целому ряду причин
дальнейшего развития он не получил.
В декабре 2017 года Указом Президента РФ
№ 618 был утверждён Национальный план разви-
тия конкуренции, в котором совершенствование
биржевой торговли было обозначено как «одно из
основных направлений государственной полити-
ки в сфере развития конкуренции». Национальным
планом также была поставлена задача обеспечить
формирование биржевых индикаторов рыночной
цены на ключевые группы товаров, к которым мож-
но от­нести и энергетический уголь, так как измене-
ние цен на него влияет и на стоимость электроэнер-
гии, и на величину тарифов ЖКХ.
В начале 2018 года поручение проработать воз-
можность запуска биржевых торгов энергетическим
углём как на физическом, так и на срочном рынке
было продублировано крупнейшим российским
биржам со стороны правительства и регуляторов —​
Минэнерго и ФАС России.
Задачи, которые при помощи биржевых тор-
гов намерены решить профильные регуляторы,
очевидны: развитие биржевой торговли на рынке
энергетического угля должно способствовать ро-
сту конкуренции и повышению прозрачности цено-
образования на уголь. Это, в свою очередь, должно
обеспечить развитие рынка электроэнергии, воз-
можность хеджирования ценовых рисков, а также
повысить эффективность закупок энергетического
угля для государственных и муниципальных нужд.
Основной проблемой на пути решения этих за-
дач является отсутствие прозрачности ценообразо-
вания. В соответствии с Постановлением Прави-
тельства РФ № 623 угольные компании обязаны
регистрировать основные параметры внебиржевых
договоров на поставку угля. ФАС России внима-
тельно следит за этим ценовым индикатором и ис-
пользует его для оценки эффективности госзакупок.
Однако, как выяснилось, эти значения не всег-
да сопоставимы. Например, в 2018 году внебирже-
вые цены на высоколетучий уголь Кузбасса колеба-
лись вокруг значений 1300–1500 руб. за тонну. Если
же проанализировать цены закупок угля для госу-
дарственных и муниципальных нужд, находящие-
ся в открытом доступе на сайте госзакупок, то мы
увидим, что в 2018 году разброс цен на энергетиче-
ский уголь, закупаемый муниципалитетами, нахо-
дился в пределах от 1000 до 7000 рублей за тонну.
При этом все требования к проведению тендерных
процедур были соблюдены. Проблема в данном слу-
чае заключается в том, что далеко не все компании,
участвующие в тендерах на поставку угля для госу-
дарственных и муниципальных нужд, имеют воз-
можность приобрести уголь у производителя по тем
крупнооптовым ценам, которые фигурируют в их
долгосрочных договорах с крупными потребителя-
ми и которые подлежат регистрации.
К ценам внебиржевых контрактов, которые ре-
гистрируют производители, есть и другие вопросы.
Например, если сравнить цены на уголь на миро-
вом рынке (Индекс API2 в Роттердаме), то мы уви-
дим, что за последние два года они выросли поч-
ти в два раза — ​с 40 до 80 долл. за тонну. При этом