Вести в электроэнергетике | № 2 (106) 2020
Актуальное интервью
5
способствовать оздоровлению ситуации и правиль-
ному поведению генераторов.
— Как технически вы видите решение пробле-
мы манипуляций на РСВ? Нужен какой-то законо-
дательный акт, или что-то ещё?
— О дополнительных законодательных актах
речи не идёт. ФАС и так имеет полномочия сделать
соответствующее предписание, наказать нарушите-
ля наложением приличного штрафа. Штрафы ухо-
дят не в пользу потребителя, а в пользу государства.
А возмещение ущерба остаётся на усмотрение нару-
шавшей стороны.
— Как скоро ваше письмо может пойти в дело?
Существуют ли какие-то временные границы?
— Первоначальный срок составляет два меся-
ца, потом он может продлеваться. Но мы исходим
из того, что ФАС России стратегически заинтересо-
вана, чтобы цены на электроэнергию не росли, как
на дрожжах, поэтому внимательно отнесётся к на-
шему письму.
— Бизнес предлагает сократить расходы на
электроэнергию. В чём вы видите резервы для со-
кращения? Не скажется ли снижение на надёжно-
сти энергоснабжения? Что такое сокращение даст
бизнесу, энергокомпаниям и экономике страны
в целом?
— Недавно мы сформулировали пакет предло-
жений и представили его в Минэнерго в рамках ис-
полнения поручения вице-премьера правительства
РФ по сокращению затрат потребителей. Мы видим
много резервов для оптимизации работы энергоси-
стемы, без ущерба её надёжности. Во-первых, необ-
ходимо устранить излишнее резервирование в энер-
госистеме. В стране насчитывается порядка 40 ГВт
ненужных мощностей: построено 245 ГВт мощно-
сти электростанций, а пик потребления составля-
ет всего 155 ГВт. По нормативам к этим 155 ГВт
надо иметь нормативный резерв, который состав-
ляет 17%, что намного меньше, чем есть на самом
деле. Кроме того, действующий норматив не пере-
сматривался с 50-х годов прошлого столетия, хотя
с тех пор многое поменялось. В зарубежных энер-
госистемах, близких нам по комфортности, он зна-
чительно ниже. Например, в энергосистемах энер-
гообъединения стран Северной Европы NORDEL
резервирование составляет 11%. Мы добились про-
ведения исследования, чтобы ответить на вопрос:
каким должно быть достаточное резервирование
в нашей стране в современных условиях? Работа
пока не закончена, но цифры исследований подтвер-
ждают избыточность резервирования и необходи-
мость его сокращения. Сокращение резервирования
приведёт к существенной экономии расходов потре-
бителей — примерно 70–90 млрд руб. в год.
Во-вторых, нужно пересмотреть условия дей-
ствующих договоров на поставку мощности (ДПМ)
атомных и гидроэлектростанций — самых дорогих
на рынке. По условиям договоров они «присоседи-
лись» к тепловым электростанциям. Но в тепловой
генерации срок ДПМ составляет 10–15 лет, срок ак-
тивной эксплуатации энергоблока ТЭС тоже состав-
ляет 15 лет, поэтому тут всё понятно. Но в атомной
и гидроэнергетике ситуация другая. У атомной стан-
ции нормативный срок эксплуатации 45 лет, реаль-
ный — 60. Так почему за 20 лет потребители должны
полностью вернуть генераторам капитальные расхо-
ды по ДПМ, да ещё и с доходностью (в гидрогене-
рации ситуация ещё круче: ГЭС служат 100 лет без
проблем, а ДПМ нужно заплатить за 25 лет)? Сегод-
ня уже всем ясно, что параметры ДПМ в атомной
генерации избыточны как по строительству мощ-
ностей, так и по нагрузке на потребителей — по на-
шим оценкам, это 40 млрд руб. в год. Мы считаем,
что срок действия ДПМ следует приблизить к сро-
ку действия службы АЭС, что позитивно повлияет
на цену на оптовом рынке электроэнергии.
Третье направление экономии расходов потре-
бителей — сектор ВИЭ. В стране реализуется про-
грамма поддержки ВИЭ (солнце, ветер, малые
ГЭС). Первый этап завершается в 2024 году, воз-
никает вопрос, как быть дальше? Прорабатывается
тема о продлении поддержки возобновляемой энер-
гетики до 2035 года. Мы считаем, что потребители
общегосударственную задачу уже выполнили, под-
держивая развитие этой подотрасли по программе
ДПМ в течение 15 лет. Этого времени вполне доста-
точно, чтобы возобновляемая энергетика встала на
ноги. Дальше пусть развивается самостоятельно.
Ещё один резерв экономии — мусоросжигатель-
ные заводы (МСЗ). За счёт потребителей оптово-
го рынка у нас строится пять МСЗ — в Подмоско-
вье и Татарстане. Но почему потребители оптового
рынка должны за это платить? В стране есть наци-
ональные проекты в сфере мусоросжигания, а зна-
чит, и платежи должны идти по данной программе.
Далее. Мы подошли к середине программы мо-
дернизации тепловой генерации. Из проведённых
конкурентных отборов мощности на 2022–2026 гг.
мы видим, что программа модернизации ТЭС, как
мы и предполагали, свелась к банальному капи-
тальному ремонту отдельных элементов энерго-
оборудования. При этом под цель модернизации
ТЭС потребителям — участникам оптового рынка