Стр. 7 - VESTI-NEWS_4(108)-2020-demo

Упрощенная HTML-версия

Вести в электроэнергетике | № 4 (108) 2020
В РСПП
5
ОТ КАСКАДА — К РАСШИВКЕ
Кардинальные отличия между российской и за‑
падной практиками наблюдаются также в области
администрирования «перекрёстки».
В целом в мире существуют три модели админи‑
стрирования «перекрёстки»: каскадная, централизо‑
ванная и распределённая.
Каскадная модель принята в Российской Феде‑
рации. Отличительной её особенностью является
включение перекрёстного субсидирования внутрь
цен оптового рынка в форме надбавок и внутрь се‑
тевого тарифа. Дополнительные затраты отдельно
не выделяются и не видны для потребителей, они
каскадно транслируются в цены конечного потре‑
бителя.
В Европейском союзе действует централизован‑
ная модель администрирования «перекрёстки», где
дополнительные затраты выделены в отдельную ка‑
тегорию «Надбавки и сборы» и изолированы от оп‑
товых рынков и сетевых тарифов. Нагрузка «пере‑
крёстки» централизованно распределяется на всех
потребителей, кроме привилегированных категорий
по отдельной схеме. Роль агента выполняет опера‑
тор магистральных сетей или отдельная националь‑
ная специальная компания особого назначения.
В ряде штатов США принята распределённая
модель управления «перекрёсткой» — это когда до‑
полнительные затраты выделены в категорию «Над‑
бавки и сборы» и включены в цены локальных не‑
разукрупнённых вертикально интегрированных
компаний (ВИК), которые одновременно выпол‑
няют функцию расчётно-кассового центра. Пере‑
крёстное субсидирование не транслируется в цены
ОРЭМ и тарифы магистральных сетей.
Выделение надбавок и сборов в отдельный ком‑
понент «Надбавки и сборы», принятое в ЕС и США,
позволяет достигать трёх существенных эффектов
в администрировании: обеспечение прозрачности
мониторинга объёмов и оценки эффективности от‑
дельных программ; сохранение эффективных цено‑
вых сигналов оптового рынка и сетевых тарифов,
очищенных от «перекрёстки»; гибкость тарифообра‑
зования.
Наличие трёхкомпонентного ценообразования
позволяет осуществлять управляемое ценообразова‑
ние для отдельных групп потребителей, не искажая
структуру оптового рынка и тарифообразования.
Для каждой модели администрирования «пе‑
рекрёстки» характерны типовые искажения цен
на электроэнергию по группам потребителей.
Но благодаря управляемости перекрёстного субси‑
дирования на западных рынках наибольшие цено‑
вые льготы получают те потребители, которые в них
действительно нуждаются (энергоёмкие экспортё‑
ры, социально незащищённое население).
Каскадная модель, принятая в России, являет‑
ся самой непрозрачной и сложной для оценки эф‑
фективности использования средств. «Перекрёстка»
«вшита» в цены ОРЭМ и сетевые тарифы и не вид‑
на ни потребителям, ни регулятору. Поэтому наи‑
большие льготы среди населения получают те, кто
меньше всего в них нуждается.
В России, по данным исследования, суммар‑
ный объём нерыночной нагрузки на потребителей
электроэнергии в 2020 году достиг рекордной сум‑
мы в 1,09 трлн руб., увеличившись за последние
пять лет на 220%.
Впервые изменилась структура нагрузки: вме‑
сто социальных программ на первый план вышли
платежи бизнеса на строительство новой генерации.
Общий размер нерыночных надбавок на оптовом
энергорынке достиг 615 млрд руб., при этом объём
доплат бизнеса за снижение тарифов для населения
составил 446 млрд руб.
Ещё быстрее растёт инвестиционная нагрузка:
с 2015 года она увеличилась на 244%. Основную
долю (244 млрд руб.) занимают надбавки за новые
ТЭС, построенные по договорам поставки мощно‑
сти, плюс надбавки за АЭС, ГЭС и ВИЭ (суммар‑
но 267 млрд руб.). Несмотря на рост объёмов «пере‑
крёстки», аналитики отмечают снижение качества
наполнения программ, а также низкую эффектив‑
ность неадресной соцподдержки.
Таким образом, возникает вопрос, что нужно
сделать, чтобы изменить ситуацию с перекрёстным
субсидированием?
Чтобы сформировать сценарий развития россий‑
ского рынка электроэнергии, аналитики KPMG про‑
анализировали ряд ключевых вызовов, которые сто‑
ят перед Россией на горизонте ближайших 10 лет.
Среди них — вопрос конкурентоспособности на‑
шей экономики в глобальной конкуренции по цене
и по углеродному следу, доступность электроэнер‑
гии и снижение энергетической бедности.
Условно определены три вектора развития
энергорынка РФ: «Статус-кво», «Большие планы»
и «Регуляторный маневр». Наиболее эффектив‑
ным, по их мнению, является «Регуляторный ма‑
невр», предполагающий переход на трёхкомпонент‑
ную систему ценообразования на ОРЭМ, внедрение
прозрачного порядка получения льгот для потреби‑
телей, стимулирование внедрения наилучших до‑
ступных технологий и пр.
Авторы исследования утверждают, что при пра‑
вильном администрировании перекрёстное субси‑