В Государственной Думе РФ прошло заседание «круглого стола» на тему «Вопросы перекрестного субсидирования в электроэнергетике, его влияние на развитие отрасли и экономику страны, меры по его минимизации», организованном комитетом ГД по энергетике.

Основная цель дискуссии — определить предельно допустимый уровень перекрестного субсидирования на оптовом и розничных рынках электроэнергии и обозначить пути сокращения объемов «перекрестки» до этого уровня.

В работе «круглого стола» приняли участие представители профильных министерств и ведомств, руководители субъектов РФ, главы и ведущие специалисты энергетических компаний, научных институтов, экспертных и общественных организаций и объединений. Информационную поддержку в числе прочих СМИ осуществлял отраслевой журнал «Вести в электроэнергетике».

Перекрестное субсидирование присутствует на электроэнергетическом рынке России уже более 20 лет. Этот механизм характерен в основном для развивающихся экономик и принимается как временная мера социальной защиты, подразумевающая снижение тарифов на электроэнергию (мощность) для одних групп потребителей (для населения и приравненных к нему категорий) за счет повышения тарифной нагрузки для других (промышленного сектора).

К настоящему времени объем перекрестки достиг угрожающих размеров и стал оказывать серьезное негативное влияние на развитие электроэнергетической отрасли и экономики в целом.

На это обратил внимание председатель комитета ГД по энергетике Павел Завальный. Он подчеркнул, что методологии оценки «перекрестки» и ее влияния на экономическое развитие пока нет. Но по данным Минэнерго РФ в 2017 г. объем перекрестного субсидирования составляет 368 млрд. руб., а к 2022 году (если не предпринимать соответствующих мер) достигнет 417 млрд. руб. С таким грузом модернизировать электроэнергетическую отрасль, решать амбициозные экономические задачи, поставленные Президентом РФ, очень трудно.

Вопрос перекрестного субсидирования рассматривается в Госдуме не впервые. Но в отличие от прошлых обсуждений, участники дискуссии сосредоточились не столько на констатации фактов, сколько на выработке инструментов и механизмов для реального решения проблемы.

Было отмечено, что проблема перекрестного субсидирования выходит далеко за рамки электроэнергетической отрасли. Поэтому её нужно решать комплексно. Полностью искоренить «перекрестку» можно в том случае, когда население и приравненные к нему категории потребителей начнут платить за электроэнергию экономически обоснованную цену. В сложившихся социально-экономических условиях это невозможно. Но можно выработать механизмы, позволяющие существенно снизить уровень перекрестки. Субсидирование должно касаться только тех потребителей, которые в этом действительно нуждаются (на сегодняшний день 85% экономического эффекта приходится на «небедных» потребителей).

Директор Департамента развития электроэнергетики Минэнерго РФ Павел Сниккарс высказал предложения Министерства по обсуждаемому вопросу. В частности, предлагается ввести равномерное распределение величины перекрестного субсидирования на все категории потребителей (исключая население), дифференцированный тариф на услуги ЕНЭС в зависимости от категории потребителей, а также изменить условия оплаты услуг по передаче электроэнергии при прямом присоединении к ЕНЭС. Кроме того, необходимо принять решение в части оплаты резервов сетевой  мощности.

Заместитель директора Департамента Минэкономразвития России Андрей Габов считает, что для ухода от перекрестного субсидирования необходимо ввести опережающие темпы роста тарифов для населения. При этом все составляющие тарифа должны расти равномерно, иначе позитивного эффекта не будет. Важнейшим фактором уменьшения перекрестки является снижение издержек сетевых компаний.

«В 3-м квартале с.г. мы должны представить график снижения перекрестки, — подчеркнул А. Габов.- Подготовить его можно только в сотрудничестве с Минэнерго».

Начальник Управления регулирования электроэнергетики ФАС Дмитрий Васильев сказал, что необходимо разработать «дорожную карту» по определению предельно допустимого уровня перекрестного субсидирования на оптовом и розничных рынках электроэнергии и в сетевом комплексе. Он отметил, что многие главы региона не заинтересованы в снижении перекрестного субсидирования. Поэтому одним из ключевых критериев эффективности работы губернаторов должен стать уровень сокращения перекрестки.

Снижение уровня перекрестки не должно ударить по социально незащищенным группам населения, добавил Д. Васильев, в связи с чем предлагается ввести социальные нормы.

П. Завальный напомнил, что несколько лет назад такие нормы уже пытались ввести, но пилотные проекты, реализованные в ряде регионов РФ, показали их несостоятельность.

— Нам бы очень не хотелось отказываться от социальных норм,- возразила председатель комитета по ценам и тарифам Республики Крым Ольга Игошина. Она рассказала, что в Крыму успешно применяется социальное нормирование на электропотребление. Норма действует по упрощенной форме и распространяется на лицевые счета потребителей. Такая адресность позволяет успешно работать на сложном тарифном поле, практически не поступает жалоб от населения.

Опыт крымчан по управлению льготами заинтересовал участников круглого стола. Участники высказались за то, чтобы познакомиться с ним поближе, а также дать регионам возможность самим решать, какая соцнорма им нужна. Директор Департамента тарифного регулирования и экономического анализа Лада Линкер подчеркнула, что следует отменить предельные нормы и представить регионам тарифное меню, из которого они смогут выбирать наиболее приемлемые для себя решения.

В рамках борьбы с перекрестным субсидированием необходимо пересмотреть экономически обоснованные расходы электросетевых компаний, дополнил директор НП «Сообщество потребителей энергии» Василий Киселев. Издержки многих сетевых организаций неоправданно высоки, что меняет картину в области перекрестного субсидирования.

Заместитель губернатора Мурманской области Евгений Никора призвал при выработке законов и решений в области электроснабжения учитывать исторически сложившиеся особенности каждого региона. По словам замгубернатора, из-за сохраняющегося межтерриториального перекрестного субсидирования из области ушли практически все крупные энергоемкие предприятия. В результате Мурманская область недополучила 500 млн. руб. налогов.

В рамках круглого стола прозвучало множество предложений как от энергетиков, так и от представителей федеральной и региональной исполнительной власти. Был рассмотрен большой пакет мер, направленный на минимизацию перекрестного субсидирования. Все рациональные предложения будут внесены в проект Рекомендаций и направлены в соответствующие инстанции для работы.