Генеральный директор компании «Россети» Павел Ливинский принял участие в сессии «Цифровизация — основа будущих энергетических систем», состоявшейся в рамках ПМЭФ-2018. Мероприятие прошло при поддержке Мирового энергетического совета, модерировал дискуссию Генеральный секретарь, главный исполнительный директор МИРЭС Кристоф Фрай.

Спикерами выступили представители федеральных органов власти и руководители крупнейших энергокомпаний  Франции, Италии, Финляндии, Китая. Участники обсудили вопрос эффективности инвестиций в модернизацию, поделились опытом реализации проектов в области цифровизации сетей.

«Чтобы отвечать вызовам современности нужно изменять технологии управления сетями, в основе которых должна лежать  цифровизация, роботизация, промышленный интернет и технологии управления массивами данных — BIGDATA. Это реальность, в которой мы уже живём. Наша задача на этой инфраструктуре построить интернет вещей, использовать силовой провод, который дотягивается до каждого потребителя, для передачи любых сигналов. В настоящее время «Россети» формируют единую цифровую технологическую шину», — отметил Павел Ливинский.

Он также подчеркнул, что для «Россетей» цифровизация — это, в первую очередь, экономика бизнеса.

«Первый приоритет — это снижение издержек. Основной и самый важнейший. Мы руководствуемся формулой “30-30-30” — на треть планируем уменьшать потери, на треть — операционные затраты на содержание энергетической инфраструктуры и на треть снизить капитальные затраты с сохранением объёмов ввода трансформаторной мощности, линий, — сказал П.Ливинский. — Это вполне исполнимо, основные эффекты позволят окупить инвестиции, а также оказать сдерживающее влияние на рост тарифа».

Павла Ливинского поддержали руководители иностранных компаний, которые уже реализовали проекты модернизации сетей на базе цифровых технологий. Инвестиции в цифровизацию они оценили как небольшие относительно постоянных затрат компаний, но при этом, эффект колоссален.

Председатель Совета директоров компании Enedis Филипп Монлубу: «Цифровизация в энергетике безальтернативна, потому что многие другие компании уже оцифрованы или работают над этим. Плюс мы в буквальном смысле испытываем давление потребителя, который повсеместно переходит на «цифру». Пользователи сети хотят получить больше сервисов, больше данных, причём речь идёт как о населении, так и о крупных потребителях».

Опытом внедрения цифровых сетей в разных странах поделился глава Enel Франческо Стараче.

Эффекты от внедрения цифровых технологий в электросетевой комплекс нельзя ожидать сразу, мы ощутили реальный экономический эффект по истечении трёх лет — в части повышения управляемости сетью, снижения числа технологических нарушений, сокращения потерь, полностью исчезли проблемы со снятием показаний. И это ощутил на себе потребитель. Мы можем с уверенностью сказать, что имеем опыт цифровизации уже в нескольких странах — помимо Италии, это Испания, Румыния, Чили, и везде он положительный. Главное — на первом этапе решить все вопросы с регулированием, тарифно-балансовыми решениями, а дальше надо просто делать, работать», — акцентировал Франческо Стараче.

На вопрос модератора Кристофа Фрая о важнейших целях цифровизации заместитель министра энергетики РФ Вячеслав Кравченко выделил несколько приоритетов: «Первое – это повышение эффективности. Эффективности как капитальных вложений, так и снижения операционных затрат. Второе – удобство и для потребителя, и для энергетиков. Третье – это повышение требований к тем людям, которые и пользуются этим продуктом, и с ним работают».

Заместитель главы Федеральной антимонопольной службы Виталий Королев на вопрос отношения регулятора к процессу модернизации электроэнергетики отметил, что если антимонопольная служба увидит реальную итоговую экономию средств энергокомпаний и, в конечном итоге, потребителей, то «курс на цифру» получит поддержку.

В заключении эксперты были единодушны во мнении о важности участия сетевых компании в формировании человеческого интеллектуального капитала. Глава «Россетей» отметил необходимость научиться грамотно автоматизировать свой труд, повышать уровень производительности не за счет «количества рук», а за счет интеллектуализации и автоматизации процессов управления, а также повышения квалификации персонала и подготовки новых кадров.