Вопросы применения BIM-технологий при строительстве энергообъектов рассмотрели 1 июня с.г. участники открытого круглого стола, организованного Ассоциацией «Цифровая энергетика».

В дискуссии приняли участие руководители профильных министерств и ведомств, энергетических, промышленных, ИТ-, консалтинговых и иных компаний, сотрудничающих с энергетической отраслью, а также представители экспертного и бизнес-сообщества. К диалогу был приглашён журнал «Вести в электроэнергетике».

Участники обсудили российский и международный опыт BIM-моделирования при строительстве энергетических объектов, оценили, насколько эта технология применима к электроэнергетике, соответствует ли действующей в стране нормативно-правовой базе, каковы особенности рынка цифровых решений в данной сфере, какие существуют риски при распространении требований по BIM-моделированию и многие другие вопросы.

Как напомнила модератор «круглого стола», председатель правления Ассоциации «Цифровая энергетика» Тамара Меребашвили, в соответствии с Постановлением Правительства РФ №331 с 2022 года все компании, осуществоляющие проекты капитального строительства с привлечением бюджетных средств, должны будут использовать BIM-модель. Электроэнергетика как инфраструктурная отрасль тоже будет вовлечена в этот процесс.

На важных моментах внедрения BIM-технологии остановился заместитель министра строительства и ЖКХ России Дмитрий Волков. Он отметил, что Постановление №331 мотивирует государство и бизнес активнее внедрять методы информационного регулирования. BIM – это форма предоставления проектной документации, в которой все данные между собой взаимоувязаны и существуют в безбумажном виде.

BIM-модель направлена в первую очередь на площадные объекты строительства. Но в электроэнергетике очень велика доля линейных объектов, поэтому, как показывает международный опыт, могут возникнуть естественные технологические трудности. Нужно быть готовыми их преодолевать.

В настоящее время в России главным национальным инструментом регулирования в строительстве является классификатор строительной информации. Его использование с 2022 года станет обязательным, но он очень мало подходит к линейным объектам. Энергетикам надо внимательнее всмотреться в этот классификатор и внести свои замечания и предложения.

Д. Волков особо подчеркнул, что не так много трудностей с внедрением информационной модели возникает на этапе проектирования объекта. Основные проблемы появляются на этапе строительства. Поэтому необходимо тщательно проштудировать требования к исполнительной документации и научить работать с этой документацией надзорные органы.

Одна из главных особенностей BIM-технологии состоит в том, что она позволяет экономить деньги не на проектирования, а на этапе строительства и эксплуатации.

Заместитель Министра энергетики РФ Павел Сниккарс заявил, что BIM-моделирование надо использовать в электроэнергетической отрасли. В то же время, у информационных моделей есть свои «плюсы» и «минусы». А электроэнергетика – консервативная отрасль, она несёт ответственность за надёжное энергоснабжение и жизнь людей. Поэтому для внедрения BIM в отрасль нужны максимально отработанные решения и пзитивные результаты пилотных проектов.

Переход на электронный документооборот – одно из ключевых направлений внедрения технологии BIM, отметил заместитель министра Минцифры России Андрей Черненко. Он подчеркнул, что в области развития цифровых технологий россиянам нужно серьезно задуматься об информационной безопасности, темпах и качестве импортозамещения. К этому нас подталкивает политика зарубежных партнёров. Недавно лучшему учебному заведению страны – университету им. И. Баумана – зарубежные компании отказались продавать Майкрософт. Теперь его нужно компенсировать другими системами. Самым сложным в сложившейся ситуации оказалось решить задачу инженерно-программного обеспечения. Это долгий и трудоёмкий процесс, а в современных реалиях к нему придётся обращаться постоянно.

Многие страны мира активно внедряют BIM-технологии, Россия же находится в начале пути, — сказала управляющий партнёр по России компании «Роланд Бергер» Мария Михайленко. Она обратила внимание на то, что во многих странах-лидерах BIM-моделирования драйвером развития выступало государство, в США – частные инвесторы. При этом во всех странах правительства играют важную роль в стимулировании внедрения BIM и активно вмешиваются в процесс регулирования рынка данных технологий. У нас будет то же самое.

Ещё лет пять назад мы предупреждали, что переход на BIM-моделирование в нашей стране будет довольно сложной задачей, потому что нет чёткого определения, что значит «внедрение BIM», — сказал директор департамента проектного инжиниринга ПАО «Русгидро» Владимир Малахов.

В многих компаниях всё еще считают, что достаточно купить программное обеспечение, обучить людей, сдать эту информационную модель в Главгосэкспертизу, — и можно отчитываться о решении вопроса. Однако опыт отечественных компаний, показал, что это совсем не так. Средства, затраченные на покупку дорогущего ПО и обучение персонала, эффекта не дали из-за смешения понятий и неверно выстроенной стратегии.

BIM-технология – это не цифровой двойник, как считают многие, и не работа с программным обеспечением. Это создание единого информационного пространства, в котором можно использовать информационные модели на всех этапах жизненного цикла объекта.

В связи с этим, «РусГидро» предлагает другой подход к созданию информационной модели – «от обратного». Начинать работу надо не с проектировщиков, а с эксплуатирующих служб. Строители и проектировщики стоят на другом конце цепочки. Они – участники «наполнения» модели, которая нужна эксплуатационникам для работы на всех этапах жизненного цикла объекта.

Практическим опытом использования системы управления инженерными данными на этапах жизненного цикла промышленного объекта поделились начальник управления реализации ИТ и цифровых программ Алексей Тисенков и глава проектного офиса ПАО «Газпромнефть» Сергей Лебеденко. Они подчеркнули, что основные эффекты их компания получает за счёт повышения надёжности эксплуатируемых объектов. Поэтому формирование требований к строительству основывается именно на данном факторе. Из этого формируется концепция BIM-моделирования. А каким будет программное обеспечение, – решается лишь потом.

Докладчики также отметили, что в процессе работы приходится сталкиваться с большим дефицитом грамотного персонала и компетенций в области BIM-технологий.

Глава Ассоциации производителей энергии Дмитрий Вологжанин попросил экспертов ознакомить энергетиков, работающих в сфере генерации, с лучшими практиками внедрения BIM-моделирования. Ведь опрос, проведенный в профессиональном сообществе, показал, что многие генерирующие компании не готовы к даже к пилотным проектам.

Компания «Интертехэлектро» специализируется на проектировании и строительстве электростанций. Управляющий директор «Интертехэлектро-проект» Евгений Шныров приветствовал требование государства переходить на BIM-моделирование. Но предупредил, что при этом нужно задуматься о возможных рисках.

Ключевые составляющие цифровой модели реализованы на иностранном ПО, своих платформ у нас нет.

С цифровизацией экономики в финансовом и технологическом отношении мы становимся всё более зависимыми от зарубежных цифровых технологий. Если не будем усиленно заниматься импортозамещением, можем оказаться лишёнными информационной безопасности.

Своими мыслями поделились также директор по акселерации кластера передовых и производственных технологий «Сколково» Наталья Чернышева, генеральный директор группы компаний «Содис Лаб» Андрей Шахраманьян, директор отраслевого центра капитального строительства Госкорпорации «Росатом» Пётр Степаев и другие.

Участники дискуссии отметили, что в стране нужно создавать собственную платформенную базу, библиотеку типовых решений, формировать рынок обмена информацией, где можно будет торговать информационными моделями.

Надо также решать вопрос о переходе на безбумажный документооборот и добиваться от контролирующих и надзорных организаций готовности работать в новом режиме, а не требовать дублировать электронную информацию милой сердцу бумажкой.