Комитет по энергетике Государственной Думы РФ провёл 20.05.2021 г. круглый стол на тему «Законодательного обеспечения развития распределенной генерации для удаленных и труднодоступных территорий Крайнего Севера и Дальнего Востока». В работе принял участие журнал «Вести в электроэнергетике».

Открывая заседание, первый заместитель председателя Комитета Государственной Думы РФ по энергетике Сергей Есяков отметил необходимость системного внимания со стороны государства к вопросам функционирования и развития распределенной генерации в удаленных и изолированных районах.

«Значительная часть территории нашей страны, в первую очередь, Дальний Восток и Арктика, не обеспечена централизованной электроэнергетической и газовой инфраструктурой, что обуславливает необходимость локального энергоснабжения потребителей на основе дизельных, мазутных и угольных источников энергии с «северным завозом» топлива, -подчеркнул он.

Постоянный рост затрат на закупку и доставку традиционных видов топлива, низкая эффективность его использования при производстве электрической и тепловой энергии, а также высокий уровень вредных выбросов в атмосферу приводят к увеличению совокупных государственных расходов и тормозят социально-экономическое развитие всей страны.

Чтобы изменить ситуацию, необходимо шире использовать местный ресурсный потенциал, в том числе возобновляемые источники энергии.

На Дальнем Востоке и в Арктике вопросами развития малой генерации, в том числе на ВИЭ, уже занимаются такие крупные госкорпорации, как «РусГидро», «Росатом». Но сюда, в децентрализованную зону, готовые заходить и частные компании, способные заниматься строительством и модернизацией объектов малой генерации. Однако для привлечения частных инвестиций необходимо разработать понятный, эффективный механизм.

В связи с этим, одним из ключевых событий «круглого стола» стало обсуждение «дорожной карты» по реализации Концепции привлечения частных инвестиций в развитие распределенной генерации, том числе на основе ВИЭ, в удаленных и изолированных районах Дальнего Востока и Арктики, разработанной единым институтом развития — Корпорацией развития Дальнего Востока и Арктики.

Основные положения документа представили управляющий директор КРДВ Василий Потёмкин и руководитель направления по энергетике и ЖКХ Максим Губанов.

Предложенная Корпорацией «дорожная карта» отличается системным подходом и предполагает разработку рациональных мер государственной поддержки. По мнению С. Есякова, она будет способствовать развитию распределенной энергетики на столь значимых для нашей страны территориях, как Дальний Восток и Арктическая зона.

Как подчеркнул В. Потемкин, работа над «дорожной картой» велась в тесном взаимодействии со всем отраслевым сообществом.

Основная задача заключается в создании равных условий и механизмов государственной поддержки частных инвесторов для участия в инвестиционных проектах на конкурентной основе.

По мнению руководителя направления по энергетике и ЖКЖ КРДВ Максима Губанова, рыночные механизмы привлечения инвестиций в объекты генерации, действующие в рамках Единой энергосистемы России, не могут быть распространены на объекты локальной энергетики в силу особенностей регулирования отрасли и близости к конечному потребителю. Здесь необходимо выделение муниципального уровня планирования и индивидуальный подход к реализации каждого проекта, учитывающий комплекс взаимосвязанных вопросов по электро-, газо-, тепло-, водоснабжению, энергосбережению и повышению энергетической эффективности.

«Наша «дорожная карта» предполагает создание целой системы привлечения частных инвестиций в развитие муниципального энергетического хозяйства, реализация которой обеспечит повышение энергетической эффективности экономики всей страны», — сказал М. Губанов.

Работа по дальнейшей реализации «дорожной карты» ведется совместно с ФАНУ «Востокгосплан».

Представители КРДВ призвали комитет ГД и участников «круглого стола» внести свои предложения и поддержать «дорожную карту»

Вопрос финансирования модернизации распределённой генерации является одним из ключевых. Для привлечения инвестиций в энергетику изолированных и труднодоступных регионов и для повышения её эффективности в настоящее время работают несколько механизмов, в том числе конкурсный отбор проектов ВИЭ на розничных рынках, энергосервисные контракты и концессионные соглашения. Об этом сказал директор Департамента развития электроэнергетики Минэнерго России Андрей Максимов.

В каждом конкретном случае применяются механизмы, позволяющие получить наибольший эффект.

Принята «дорожная карта» о возможности заключения концессий, что позволяет регионам, где собственниками генерирующего оборудования являются не крупные компании, а муниципалитеты, вступать в энергосервис и проводить отборы проектов.

А. Максимов напомнил, что в отношении объектов возобновляемой энергетики проводится конкурсный отбор проектов на право получения мер поддержки на розничных рынках. В прошлом году отбор был оптимизирован и усовершенствован – теперь проводится технологически нейтральный конкурс, где могут конкурировать разные виды генерации,-например, солнечные и ветровые электростанции.

«Часть регионов уже начали проводить такие отборы. Мы ждём, что по итогам отбора этого года будет понятно, есть ли интерес и востребована ли такая система», – пояснил директор Департамента. Он добавил, что для удалённых изолированных территорий существуют свои особенности. В частности, реализовывать проекты ВИЭ здесь можно с большей величиной доходности (в ценовых зонах строго ограничена), если проект ведет к снижению тарифа для потребителей.

Кроме того, Минэнерго совместно с ФОИВами проработал вопрос снижения затрат инвесткомпаний при вхождении в проекты. С одной стороны, изучается готовность регионов обеспечить льготное субсидирование проекта на первом этапе. (В дальнейшем, при возврате инвестиций после реализации проекта, эти деньги будут учтены). Также рассматривается вопрос об использовании средств Фонда ЖКХ под развитие малой распредгенерации в удалённых и изолированных районах Дальнего Востока и Арктической зоны.

Развитие распределённой генерации позволит сократить объемы «северного завоза» и затраты на него, и — как следствие, — экономически обоснованный тариф, по данным министра ЖКХ и энергетики Республики Саха Вячеслава Емельянова, в некоторых посёлках Якутии составляет 700 рублей, а по словам главы департамента инноваций ПАО «РусГидро» Владимира Софьина, в отдельных дальневосточных поселениях и более впечатляющей цифры – 2000 руб. за киловатт-час!!! Это связано с структурой топливного баланса, дороговизной дизельного топливо, экстремальными климатическими условиями и сложной логистикой. Как пояснил В. Емельянов, ы некоторые районы дизтопливо доставляется в течение 2,5 лет.

В среднем же цена одного кВт/ч по Дальнему Востоку составляет 40 рублей.

Решение проблемы энергобезопасности удаленных территорий местные власти видят в реконструкции энергоисточников и внутрипоселковых ЛЭП, укрупнении центров питания, замещении дизельного топлива местными видами топлива, строительстве гибридных электростанций (дизель, газ, уголь и пр. плюс солнечные батареи, либо ветроустановка, в зависимости от особенностей местности), а также сооружение атомной станции малой мощности, завершение

В связи с недостаточностью финансовых источников «Саха-энерго», строительство ВИЭ-источников возможно только с привлечением сторонних инвесторов.

В настоящее время на территории Якутии реализуется и готовятся к реализации более 40 проектов по модернизации систем энергоснабжения децентрализованной зоны республики, в том числе с участием «Росатома» и «РусГидро». С учетом развития Северного морского пути и строительства глубководных портов в Арктической зоне Якутии, будет производиться новое строительство дизельгенераторных и гибридных электрических станций.

В республике, как на уровне субъекта, так и на уровне муниципальных образований предусмотрены разнообразные льготы для инвесткомпаний, реализующих энергетические проекты в изолированных и труднодоступных территориях Якутии.

И.о. председателя комитета по тарифам Республики Коми Анна Тюнина рассказала о проблемах развития локальной генерации в этом северном регионе. В Коми функционирует 28 дизельных электростанций, которые вырабатывают 0,3% электроэнергии от общего объёма выработки. Электроэнергия поставляется в удалённые населённые пункты, в том числе с некруглогодичным проживанием населения. В пяти районах проживает 352 человека, куда поставляется электроэнергия. Электроэнергия для удалённых территорий вносилась в котловой тариф. Но после отнесения ряда территорий Коми к неценовой зоне оптового рынка электроэнергии, «котловой замес» становится невозможным. Вследствие чего, в 2022 году тариф для потребителей, проживающих на этих территориях, составит 32,80 руб./кВт-час (при существующем 5-6 руб., в сельской местности – 3,3 руб.). Компенсация будет выплачиваться из бюджета республики, а это 500 млн. руб. Если добавить эти деньги к 3,5 млрд. иных выпадающих доходов, которые ложатся на бюджет республики, получается очень ощутимая сумма.

Есть несколько вариантов решения данной проблемы – от присоединения дизельных электростанций к централизованному энергоснабжению до создания индивидуальной генерации у потребителей. В качестве приоритетного варианта власти Коми рассматривают возможность сохранения котлового подхода. Это даёт дополнение к перекрестке всего 20 копеек, но избавляет республиканский бюджет от более серьезных дополнительных расходов. А. Тюнина просила комитет РФ по энергетике оказать содействие в сохранении за регионами права замешивать дизель-генерацию в общем тарифном котле.

О том, как реализует большой проект под названием «Малая энергетика» государственная корпорация «Росатом», рассказал заместитель генерального директора корпорации «Росатом», директор Дирекции «Северного морского пути» Вячеслав Рукша. Он отметил, что рынок больших проектов достаточно заполнен, атомщики всё активнее идут в малую энергетику. Это направление позволяет активно развивать малую атомную энергетику, в том числе плавучую. «Росатом» начал ставить на ледоколах новую атомную энергоустановку РИТМ-200. В отличие от плавучей АЭС, работавшей в г. Певеке, которая базировалась установке КЛТ-40, где объёма ядерных «дров» хватало на 2-3 тераватт-часов, действия установки РИТМ-200 хватает на 8 тераватт-часов, то есть даже при загрузке на 90% установка может работать без перезарядки 5 лет!

Данная установка предназначена для электрификации Баимского горно-обогатительного комбината (ГОК) на Чукотке и работает уже более полугода. В целом система энергоснабжения золотомедного месторождения будет состоять из четырёх модернизированных плавучих энергоблоков (МПЭБ) с реакторной установкой РИТМ-200 и резервного МПЭБ для обеспечения около мыса циклической замены на время перегрузки и ремонта и будет базироваться вблизи мыса Наглёйнын.

Начало генерации — 2027 год, реально работает уже более полугода. Благодаря малой атомной генерации Чукотка переходит из разряда дефицитных энергорегионов в профицитные.

«Росатом» успешно выполнил все условия проекта, согласно которым установка должна быть мощностью 360 МВт, а стоимость электроэнергии не может превышать 6 руб./кВт-ч в ценах 2020 года. Это – конкурентная цена в условиях удалённости.

Договор с единственным потребителем энергии – Баинским ГОКом — планируется на 40 лет (+20) и будет действовать по принципу «бери или плати».

«Росатом» также рассматривает наземные варианты малых атомных энергоблоков, а также установки для ледоколов РИТМ-400.

Одними из первых к строительству локальной генерации приступила компания «РусГидро». Директор департамента инноваций ПАО «РусГидро» Владимир Софьин рассказал о глубокой модернизации локальной генерации и замещению органического топлива иными видами энергоресурсов, имеющихся на удалённых труднодоступных территориях Дальнего Востока. Он подчеркнул, что компания приняла решение: при замене неэффективной дизельной генерации использовать автоматизированные гибридные энергокомплексы. В них входит дизель, ВИЭ, система накопления энергии и система автоматизированного управления и удалённого мониторинга. К 2024 году на территории Якутии и Камчатского АО будет построено 79 автономных энергокомплексов. Инвестиции составят порядка 10 млрд руб.

В настоящее время «РусГидро» реализует 6 пилотных проектов на территории Якутии и, благодаря действенной заинтересованности региональных властей, успешно продвигаются.

В то же время В. Софьи обратил внимание на ряд законодательных недоработок, которые мешают реализации проектов на дальневосточных территориях. Необходимо расширить энергосервисный договор, сделать его более комплексным, чтобы можно было окупать проекты не только за счет экономии расходов, но и за счёт снижения операционных затрат, замещения аварийных ЛЭП и т.д. Пока не получается «сложить» всё это в один договор. Кроме того, очень сложным остаётся банковское финансирование для проектов в изолированных территориях, которые считают эти контракты очень рискованным видом бизнеса. Нужно продумать либо вводить систему страхования, либо принимать другие решения на законодательном уровне.

Нужен также центр компетенции, которому бы доверяли инвесторы, работающие на изолированных территориях.

Серьезно удорожают проекты требования по экологической защите. Надо продумать, как с учетом этих требований снизить инвестиционную нагрузку на инвесткомпании.

Были высказаны и другие предложения, которые приняты к рассмотрению Комитетом ГД по энергетике.

В своей работе мы должны делать акцент не на вводе объектов распределённой генерации, а на объектах распределённой энергетики, заявил руководитель Центра интеллектуальных электроэнергетических систем и распределенной энергетик Павел Илюшин. Только так мы сможем решить задачи повышения энергоэффективности и снижения выбросов парниковых газов. Локальные интеллектуальные энергетичсеские системы можно реализовать как пилотные проекты в изолированных районах Дальнего Востока и Крайнего Севера, а потом распространить их на другие территории. Принципы построения таких систем должны быть универсальные.

Чтобы это реализовать, нужно разработать общие требования к локальным интеллектуальным системам, перечень наилучших доступных технологий (НДТ) и методические рекомендации по их проектированию.

Если говорить только об объектах распределённой генерации, то эффекты в итоге мы получим небольшие, максимальные эффекты получаются тогда, когда мы управляем всей энергосистемой, пусть даже маленькой, или всем энергорайоном, когда все источники и потребители имеют микроконтроллеры и управляются оптимально. Реальные примеры такого подхода уже есть, в том числе в Российской Федерации.

Мы также должны помнить, что идут серьезные климатические изменения. Уже в 60 регионах страны изменилась ситуация по гололёдообразованию. В ряде регионов, где никогда не было ни гололёда, ни ледяного дождя. Но вот у нас на Дальнем Востоке случилась такая ситуация. Однако,, что называется, «пронесло». Если бы отключилась еще одна линия из-за слома опор – потребители бы просто замёрзли. Все локальные интеллектуальные энергосистемы должны быть сбалансированы как по электрической, так и по тепловой нагрузке. И все они должны быть интегрированы в единую систему автоматического управления.

Для того, чтобы правильно учитывали объекты распределённой энергетики в нормативных документах, докладчик предложил внести в ФЗ-35 «б электроэнергетике» разрешение электросетевым компаниям совмещать деятельность по передаче электроэнергии с генерацией. От этого выиграют, прежде всего, потребители.

П. Илюшин внёс еще ряд предложений, принятие которых на законодательном и управленческом уровне, позволит отказаться от строительства и ввода лишних энергообъектов, и, как следствие, приостановит темпы роста тарифов. Прежде всего, речь идёт о необходимости учёта объектов распределённой генерации, чего на настоящее время пока нет.

В рамках круглого стола прозвучало много и других предложений и замечаний. Все они найдут отражение в Рекомендациях, которые будут направлены в профильные инстанции. Подробности читайте в ближайшем номере журнала «Вести в электроэнергетике».