В России создаётся база данных по ключевым параметрам объектов изолированной генерации. Этот процесс является частью Плана мероприятий от 15.08.2019 г. по модернизации неэффективной дизельной (угольной, мазутной) генерации в ИТТ.

Ключевой задачей является ранжирование энергообъектов по приоритетности модернизации, степени инвестиционной привлекательности, окупаемости в текущих условиях, оценке дополнительных мотиваций для инвесторов (какие налоговые льготы и субсидии ввести для привлечения инвестиций) и т.д.

Специалисты Аналитического центра (АЦ) при Правительстве РФ провели круглый стол на тему «Объекты генерации в изолированных и труднодоступных территориях (ИТТ) России: о перечне объектов, приоритетных к модернизации», в котором приняли участие потенциальные инвесторы, представители исполнительной власти, науки, бизнеса, регулирующих организаций, фондов развития, профессиональных и общественных союзов. Информационное сопровождение осуществлял отраслевой журнал «Вести в электроэнергетике».

Собравшимся был представлен аналитический доклад, составленный по результатам опроса в 82 субъектах РФ (Липецкая область, Республика Бурятия, Чукотский АО информацию не предоставили).

По данным опроса, на конец 2018 г. объекты генерации в ИТТ зафиксированы в 23 регионах России. По объёмам установленной мощности (525 МВт, или 69%) лидируют четыре субъекта РФ: Республика Саха (Якутия), Камчатская область, Красноярский край, Ямало-Ненецкий автономный округ.

Специалисты АЦ провели ранжирование изолированной генерации по структуре собственности (50% мощностей находятся в частной собственности, 30% – в муниципальной, 11% – в региональной, 9% – в смешанной), удельным расходам на выработку электроэнергии, объёмам субсидий на компенсацию выпадающих доходов, возможному размеру экономии расходов на топливо и пр.

По значимости для региона объекты генерации в ИТТ условно можно разделить на три группы: высокозначимые (Якутия, Камчатка, Красноярский край, Ямало-Ненецкий автономный округ), где суммарная мощность генерирующих объектов в ИТТ составляет более 50 МВт, а объём энергоснабжения превышает 50 млн кВт.ч; среднезначимые (Архангельская, Иркутская, Сахалинская области, Республика Коми, Приморский край) с установленной мощностью 10–50 МВт и объёмом энергопотребления 10–50 млн кВт.ч; малозначимые (республики Тыва, Карелия, Алтай, Забайкальский, Хабаровский и Пермский края, Магаданская, Томская, Амурская, Кемеровская, Тюменская, Мурманская области), где в изолированных и труднодоступных территориях проживает менее 5 тыс. человек (за исключением Тывы – 14 тыс. чел.). Установленная мощность генерации здесь составляет менее 10 МВт, а электропотребление – менее 10 млн кВт.ч.

В основном, в ИТТ используются дизельные и угольные установки.

Как отметила начальник департамента по ТЭК и ЖКХ АЦП РФ Виктория Гимади, одним из серьёзных факторов модернизации объектов генерации является сокращение сжигания топлива на электростанциях. По оценкам экспертов, при модернизации на некоторых объектах можно экономить до 30% у.т.

Модернизация генерирующих объектов в ИТТ – социально значимая задача. Далеко не всегда выгодно содержать электростанцию в захолустном посёлке, где проживает 200, а то и меньше человек. Но стране ещё менее выгодно, если люди будут бросать обжитые места, ставя крест на развитии малой родины и, как следствие, – региона в целом. Сохранить население страны на исторических территориях – важнейшая государственная задача.

Именно поэтому ключевым направлением современной социальной политики является надёжное бесперебойное энергоснабжение изолированных и труднодоступных территорий. Именно поэтому огромное значение придаётся модернизации автономных электростанций.

Потенциальные инвесторы, а это, прежде всего, частный бизнес, готовы участвовать в проектах модернизации. Но, как подчеркнула директор по инвестициям ООО «Группа ЭНЭЛТ» Елена Пустовойт, при реализации дорогостоящих проектов малому и среднему бизнесу нужны государственные гарантии в виде конкретных документов (где будут прописаны параметры субсидий, льгот и пр.) и долгосрочного фиксированного тарифа на электроэнергию. Иначе риски для компании становятся слишком велики.

Только 15–30% объектов генерации ИТТ, нуждающихся в модернизации, могут быть инвестиционно привлекательными в текущих условиях. А в Арктической зоне, где, между прочим, в посёлках живут люди, вообще ни один проект не является инвестиционно привлекательным без государственной поддержки, – заявил заместитель генерального директора ГК «Хевел» Евгений Казаков. В то же время представитель Группы «Хевел» отметил, что на эффективность и окупаемость проекта нередко влияют внешние факторы, которые не должны на него «навешиваться».

Тему продолжил начальник управления аудита и технической экспертизы Ассоциации НП «Совет рынка» Сергей Афонин. Он обратил внимание, что при реализации проектов возникает много странных расходов, которые и делают проекты не окупаемыми.

Самой «гибкой» является графа «прочие расходы», и именно на неё приходится 50–70% затрат. При конкретном рассмотрении нескольких проектов эксперты выявили множество сомнительных направлений в статье «Затраты». А ведь от уровня затрат зависит уровень государственных субсидий: чем выше затраты – тем больше субсидия. То есть, вся страна платит за то, что кто-то разбазаривает средства. Например, по изолированным территориям Якутии субсидия за 5 лет выросла почти вдвое – с 5,5 до 9,5 млрд руб., в то время как в среднем по стране она составляет 3,5 млрд руб.

Цель проводимых мероприятий, обозначенных в Плане модернизации генерации в изолированных и удалённых зонах, заключается в том, чтобы не просто провести модернизацию, а снизить объём субсидий. Но при таком плохом управлении расходами на модернизацию это крайне сложно сделать.

Одним из эффективных средств борьбы с неэффективными затратами может стать развитие конкуренции. Нужно допустить различные компании на традиционно «закрытые» региональные рынки. В связи с этим, НП «Совет рынка» в августе 2019 г. предложил проводить конкурсные отборы на модернизацию с понижением цены. При таком подходе, посчитали эксперты «Совета рынка», как минимум, половина проектов модернизации становятся инвестиционно привлекательными и эффективными.

Как пояснил управляющий директор ООО «ДВ Энерджи» Александр Курчатов, существенная часть расходов энергокомпаний идёт на социальные нужды. Изолированная территория в большинстве случаев – это такая глухомань, что добраться туда-оттуда для человека большая проблема. Найти себе работу жители могут только в собственном посёлке, и генератору невольно приходится брать на себя огромную социальную нагрузку, расширять штат на электростанции до сотни и более человек, чтобы обеспечить людей работой, платить персоналу зарплату. Хотя для установки в 10 МВт, тем более современной, хватило бы в десять раз меньше работников.

Да что там, элементарный визит главы района в удаленный посёлок стоит немалых денег. Это все расходы, которые и формируют объём субсидии.

Представители энергокомпаний сказали о том, что в вопросах ранжирования субъектов генерации на модернизацию должны принимать участие не только представители исполнительной власти, но и генераторы. Ведь этот тот случай, когда коммерция и социальная составляющая выходят на пик противоречий.

Были также затронуты темы сотрудничества бизнеса и государства, совершенствования федерального законодательства в части определения и реализации форм сотрудничества государства и бизнеса и выработки подзаконных актов.

В структуре расходов на выработку электроэнергии в ИТТ основная доля приходится на закупку, доставку и хранение топлива. В связи с этим, в качестве ключевого критерия при отборе приоритетных проектов эксперты АС предложили взять экономию расходов на топливо при использовании новых технологий. При этом возможная экономия расходов на топливо по 23 субъектам РФ за десять ближайших (с 2020 по 2030 г.) составит 21 806 млн руб.

Экономия на топливе не говорит об окупаемости проекта, – убеждена заместитель директора Инфраструктурного центра Фонда «ЦСР «Северо-Запад» ИЦ «Энерджинет» Алёна Рыбушкина. Нужны критерии по эффективности и ранжированию проекта при заданном уровне надёжности и социальных гарантий. Можно заменить дизель на ВИЭ. Экономия топлива действительно будет. А какими будут окупаемость, эффективность при существующем низком КПД ВИЭ-установок и их полной зависимости от климатических воздействий.

Эту мысль развил исполнительный директор Института Арктических технологий МФТИ Юрий Васильев. Он подчеркнул, что снижение объёмов потребления дизеля – не самоцель, надо стремиться к снижению стоимости киловатт-часа на протяжении всего жизненного цикла.

И если есть возможность использовать ВИЭ (чаще в комбинированных циклах), что позволит через 10 лет снизить в посёлках тариф на 40–50%, это надо делать. Нужно запустить пилотные кейсы на ключевых территориях, где субсидии идут из федерального центра, и посмотреть, что получится.

Говоря о возврате инвестиций, эксперт отметил, что горизонт на 10 лет вперёд уже позволяет создать конкурирующую группу инвесторов. Вместе с тем, мы не можем уповать на то, что рынок всё расставит по местам. Есть мощная социальная составляющая, особенно в удалённых территориях, которую необходимо учитывать. Есть проекты, которые при текущих условиях никогда не окупятся. Может быть, в этом случае стоит воспользоваться опытом Аляски и подумать о Фонде на развитие ВИЭ, чтобы получить результат и поработать над его улучшением?

В рамках обсуждения поднималось много вопросов, в том числе таких, которые требуют дальнейшей проработки.

Было предложено подумать, как дальше поступить с классификацией данных объектов, в том числе инвестиционно непривлекательных? В итоге было предложено рассмотреть два варианта: один – без ценового подхода к строительству и модернизации генерации в ИТТ, второй – с фиксацией удельных расходов, то есть, конкурентно-коммерческий.

В декабре с.г. в Якутии будут проведены конкурсные отборы на модернизацию объектов генерации в ИТТ. В связи с чем прозвучало предложение: подготовить к этому времени пилотные проекты, отработав их на реальных объектах по первому и второму вариантам.