#Реакция

В преддверии запуска Белорусской АЭС (первый блок БелАЭС планируется ввести в 1-м квартале 2021 г.) Литва отказалась обмениваться аварийными резервами со странами Электрокольца БРЭЛЛ, куда кроме Литвы, входят Латвия, Эстония, Россия и Беларусь.

Таким образом, Литва не будет оказывать услуг по предоставлению резервов Беларуси, но одновременно и сама будет лишена возможности получать помощь от стран БРЭЛЛ.

Схема предоставления услуги аварийного резерва работает таким образом, что в случае отключения БелАЭС, Беларусь могла бы обратиться к Литве за поддержкой, и Литва включила бы Круонисскую ГАЭС. Но в июле с.г. Литва разослала операторам стран БРЭЛЛ извещение о выходе из договора об аварийном резерве.

Демарш Литвы может негативно отразиться на устойчивости национальной энергосистемы. Однако электропередающая компания Litgrid (Системный оператор Литвы) заявила, что нашла способ обеспечить аварийные резервы другим способом – через Швецию и Польшу.

Какие последствия отказа от закупки электроэнергии БелАЭС иметь для BRELL в целом и для каждой страны-участницы в отдельности?

В пресс-службе АО «СО ЕЭС» журналу «Вести в электроэнергетике» рассказали, что для LITGRID выход из Соглашения по НАРМ (нормативному аварийному резерву мощности ) будет означать невозможность получения Литвой аварийной помощи в объеме до 400 МВт. Для остальных стран выход LITGRID из Соглашения по НАРМ будет означать невозможность получения со стороны Литвы аварийной помощи в объеме до 100 МВт.

Сможет ли в случае острой необходимости Литва рассчитывать на надежную помощь со стороны Польши и Швеции, — зависит как от схемно-режимных параметров электропередач/вставок постоянного тока между Литвой и Швецией и Польшей, так и договорных отношений (условий предоставления и гарантированности резерва) между соответствующими операторами передающих сетей Литвы, Швеции и Польши.

По последней информации, вслед за Литвой о нежелании покупать электроэнергию БелАЭС заявили Латвия и Эстония. Свой отказ они мотивируют тем, что атомная станция якобы строится с нарушением экологических норм. К тому же ее пуск приведет к несправедливой конкуренции на рынке.

Страны Балтии намерены организовать контроль за происхождением электроэнергии, поступающей в национальные энергосистемы. Например, госсекретарь Минэкономики Латвии Эдмунд Валантис сказал, что его ведомство разработает методику, позволяющую следить, чтобы электроэнергия с Белорусской АЭС в Оcтровце не попала в Латвию через Россию. Но можно ли в реальности проконтролировать этот процесс, и насколько он дорогостоящий в плане технологий? На это в АО «СО ЕЭС» журналу «Вести в электроэнергетике» ответили, что данный вопрос относится к компетенции Минэкономики балтийской республики. В отсутствие проекта упомянутой методики не представляется возможным оценить ее корректность. Вместе с тем, подчеркнули, что в Электрическом кольце БРЭЛЛ до сих пор отсутствует согласованная методика определения транзитных перетоков, которая позволяла бы идентифицировать и урегулировать объемы электроэнергии, передаваемые в кольцевых схемах из одной энергосистемы в другую, в том числе транзитом через соседнюю (или несколько соседних).