Сегодня состоялось Всероссийское совещание «Об итогах прохождения отопительного сезона 2023-2024 гг.». С основным докладом выступил Министр энергетики Николай Шульгинов.

 

Он, в частности, отметил, что отопительный сезон в стране проходил на фоне роста электро- и теплопотребления, что обусловило дополнительные нагрузки на сетевое и генерирующее оборудование. Электропотребление по сравнению с предыдущим ОЗП возросло на 3,5 %. В декабре был превышен исторический максимум потребления мощности в целом по стране – 171 ГВт. Исторический максимум превышен в 5 ОЭС, 16 региональных энергосистемах, в том числе Московской ЭС.

В зимний период во многих регионах температура была ниже климатической нормы, а в отдельных регионах фиксировались гололёдно-изморосевые явления с ветром до 30 м/сек. В начале 2024 года в европейской части страны зима выдалась холоднее, чем обычно, температура в среднем была ниже климатической нормы на 6 Со. Из-за непогоды, ледяного дождя и мокрого снега, сопровождающегося сверхдопустимой ветровой нагрузкой, с учётом накопленного технического износа в электросетевом комплексе, зафиксировано 48 случаев массовых нарушений электроснабжения потребителей – это в 2 с лишним раза больше, чем в предыдущем ОЗП.

Наиболее масштабными по своим последствиям были события в регионах Сибирского, Северо-Кавказского, Южного федеральных округов, а также в Донецкой и Луганской народных республиках. В результате проведения аварийно-восстановительных работ была возобновлена  подача электроэнергии 4,8 миллионам человек. В соответствии с решением Федерального штаба, в «Россетях» проводилась межрегиональная передислокация сил и средств, материалов, оборудования, запасных частей, перебазирование РИСЭ для организации временного электроснабжения потребителей. Работы велись в круглосуточном режиме.

В отопительный период фиксировались резонансные технологические нарушения на объектах теплоснабжения. В отдельных случаях продолжительность восстановительных работ составляла до пяти суток. Анализ показал, что основными объектами повреждения являлись тепловые сети. В целом ситуация в теплоснабжении требует комплексных решений.

С учётом поручения Президента РФ, на заседании штаба правительственной комиссии 05.02. 2024 года Министерством энергетики совместно с Минстроем и Ростехнадзором было принято решение: при формировании комиссии по оценке готовности к ОЗП  теплоснабжающих, теплосетевых организаций и потребителей тепловой энергии обязать органы исполнительной власти субъектов РФ включать в состав комиссий представителей Ростехнадзора и органов Государственного жилищного надзора, а также обеспечить выездной характер проверочных мероприятий.

Высшим исполнительным органам субъектов Федерации поручено разработать планы и провести тренировки по ликвидации последствий аварийных ситуаций на объектах теплоснабжения с привлечением управляющих компаний. Совместно с электросетевыми компаниями провести анализ категорий надёжности электроснабжения котельных, наличия на таких объектах РИСЭ (резервных источников снабжения энергией). Необходимо продолжить работу по выполнению обязательных требований о резервировании систем теплоснабжения в схемах теплоснабжения.

Министр обратил внимание на то, что поручения Президента РФ по повышению надёжности функционирования систем теплосети (такие как пересмотр схем с учётом моделирования работы теплосети, формирование аварийных запасов источников теплоснабжения многими регионами) до сих пор не выполнены. «Думаю, неисполнение поручений президента не останутся безнаказанными», – предположил Н. Шульгинов.

Он также проинформировал, что министерством энергетики разработаны законопроект о внесении изменения в Закон о теплоснабжении (принят Госдумой в 1-м чтении), где установлена обязанность местных органов самоуправления, теплоснабжающих организаций и потребителей тепловой энергии совместно обеспечивать готовность к отопительному сезону. Предусмотрена норма ответственности для указанных лиц за не устранение выявленных нарушений и необеспеченность готовности к отопительному периоду. По данному законодательству Минэнерго совместно с Минстроем подготовит необходимые подзаконные акты.

В прошедший сезон на особом контроле находились регионы, отнесённые к регионам с высокими рисками электроснабжения: Дальний Восток, Юго-Восток Сибири, находящиеся в зоне ответственности «РусГидро» и «Сибирской генерирующей компании», а также Северного Кавказа.

Министр отметил: несмотря на то, что в компаниях «РусГидро» и «СГК» проводятся мероприятия по снижению авраийности, аварийность теплоэлектростанций на востоке страны остаётся высокой – в минувший ОЗП она достигала 1700 МВт. «Фиксируем незавершение ремонта блоков №5 и №9 Приморской ГРЭС (СГК), которые планировалось ввести ещёв ноябре прошлого года. Текущие плановые сроки ремонтов этих блоков – запредельные и верить им нельзя», – прокомментировал министр.

С учётом высокой аварийности генерирующего оборудования действовали ограничения по экспортным поставкам электроэнергии по заключённым контрактам, а также сохранялись риски ввода графика аварийного ограничения потребителей в ОЭС Востока в объёме до 1000 МВт. Выездная проверка хода работ на Приморской ГРЭС показала недостаточное количество задействованных рабочих на площадке.

Режим работы в энергосистеме Юго-Востока Сибири был обусловлен высоким ростом нагрузки от майнинговой деятельности. Для покрытия прогнозируемого к 2029 году дефицита мощности в начале марта с.г. проведён Конкурентный отбор мощности на строительство новых генерирующих объектов. Отобраны только три проекта суммарной мощностью 525 МВт при дефиците 1225 МВт. Совокупный объём инвестиций составит порядка 221 млрд руб. с вводом объектов до конца 2028 года. Для покрытия оставшихся 700 МВт прорабатываются оптимальные с точки зрения технических и экономических последствий варианты: будет проведён новый отбор с уточнёнными техническими и экономическими параметрами. Если до начала отопительного сезона не будет принят Закон о регулировании майнинговой деятельности (с отменой правил недискриминационного доступа к сетям, лицензированием, повышением тарифов на передачу электроэнергии), для управления режимами работы энергосистемы действия диспетчерского персонала будут выполняться  в строгом соответствии с правилами предотвращения аварийных ситуаций и обеспечения нормальной работы энергосистемы. Другими словами, будут отдаваться команды на ввод временного отключения потребителей, причём не только занимающихся майнинговой деятельностью, но и не имеющих к ней отношения.

На особом контроле находился такой регион, как Дагестан, где в соответствии с Постановлением Правительства РФ реализуется комплекс мер по повышению надёжности электроснабжения республики. Создан межведомственный федеральный штаб, координирующий работу по таким направлениям, как: консолидация объектов сетевого хозяйства, снижение потерь, выверка схем нормального режима повышения платёжной дисциплины, ликвидация бездоговорного потребления, включая выявление незарегистрированных лицевых счетов и актуализацию абонентских баз (лицевые счета проходят проверку на существование реальных потребителей и энергопринимающих устройств).

В 2023 году на проведение отопительного сезона в Дагестане из резервного фонда Правительства РФ было выделено 1,2 млрд руб. Выполнен ремонт и техническое обслуживание 8 подстанций, 110 км линий 110 кВ, укомплектован аварийный запас. Объекты, на которых были проведены работы, показали большую устойчивость, чем остальные, а наличие аварийного запаса позволило во время сложных аварийных ситуаций сократить время на восстановление электроснабжения потребителей. Необходимо активизировать работу по выполнению программ повышения надёжности. В федеральном бюджете на 2025-2027 гг. предусмотрены средства в размере 31 млрд руб. на финансирование приоритетного перечня мероприятий по девяти регионам. На 2024 год пока предусмотрено выделение 3,1 млрд руб.

В Московском регионе резонансным событием стала январская авария на ПС 500 кВ «Бескудниково». В связи с чем принято решение по совершенствованию мер надёжности как объектов 500 кВ, так и распределительной сети Московского региона. В частности, прорабатывается вопрос о полном разведении схем питания РП и РТП объектов 6-20 кВ с их присоединением к двум независимым, «разнесённым» центрам питания. Уточняются требования по обеспечению категорийности электроснабжения для мегаполиса. Максимальная величина потребляемой мощности в Московской энергосистеме в этом отопительном сезоне составила почти 20 ГВт.

С учётом перспективного развития инфраструктуры и роста нагрузок, к 2030 году ожидается рост спроса в МО на 5 МВт, что потребует ежегодного прироста пропускной способности в энергосистеме региона. Для покрытия потребностей прогнозируемых нагрузок в министерстве энергетики подготовили решение о наращивании как генерирующих мощностей, так и развития сетевой инфраструктуры, а также совершенствования нормативных требований с учётом особенностей столичного региона.

Вводы энергетического оборудования в 2023 году:

– обеспечен ввод (фактически уже в 2024 г.) двух блоков «Ударной» ТЭС у.м. 560 МВт; ожидается ввод третьего блока 110 МВт. Надёжная работа данной электростанции обеспечит прогнозируемый рост спроса в ОЭС Юга, в том числе в летний период.

Итоги прохождения ОЗП в новых территориях РФ. Отопительный сезон прошёл в сложных условиях, подготовка проводилась совместными усилиями крупных энергохолдингов. Было установлено более 3000 объектов электроэнергетики, выполнены работы на 12 энергоблоках четырёх тепловых станций, восстановлено около 300 км газовых сетей.

В период подготовки к ОЗП местным энергокомпаниям поставлено порядка 1000 позиций аварийного запаса на сумму 1,5 млрд руб. В период отопительного сезона в новых регионах зафиксировано 4 случая массового нарушения электроснабжения потребителей. Из-за опасных метеорологических условий было повреждено более 600 ВЛ 6-110 кВ с отключением миллиона потребителей. Ситуация усугублялась участившимися повреждениями объектов энергетики в результате обстрелов.

Топливообеспечение. Системных нарушений по обеспечению объектов энергетики топливом в период ОЗП не допущено. Гененрирующие компании обеспечили накопление и поддержание в течение сезона необходимых запасов топлива, в отдельных случаях зафиксированы отклонения от нормативных запасов. По отдельным станциям причинами снижения запасов были: повышенный объём потребления станцией угольной продукции в связи с увеличением выработки; нарушение ритмичности поставок топлива, как со стороны РЖД, так и поставщиками угля. Ситуация с доставкой законтрактованных объёмов топлива на объекты энергетики, в том числе в районы «северного завоза», взята под отдельный контроль. Минэнерго совместно с координационным центром правительства осуществляет ежесуточный мониторинг и контроль топливообеспечения объектов энергетики, промышленности и населения. «Тем не менее, нам нужна постоянная обратная связь, поэтому о задержках поставки топлива в период его накопления прошу сообщать в Министерство энергетики», — подчеркнул Н. Шульгинов.

Генерирующим компаниями необходимо оптимизировать схемы закупки угля с учётом дальности доставки и приоритетов перевозки РЖД. Дополнительно до начала ОЗП будет проведена корректировка методологии расчёта нормативов запасов топлива.

Уроки. Причинами многих резонансных аварий с массовым нарушением теплоснабжения потребителей стали в том числе:

– отмена ранее обязательных технологических требований по проектированию и эксплуатации энергообъектов и оборудования. Уменьшение обязательных и отмена устаревших требований без возможности их обновления до процедуры оценки их экономической эффективности и согласования с бизнес-сообществом  новых обязательных требований, регулирующих технологические принципы функционирования энергосистемы, изменение схемы осуществления контрольно-надзорных мероприятий способствовали росту количества аварий с существенными последствиями для потребителей.

Главной задачей регуляторной гильотины было создание в сфере регулирования новой системы понятных, чётких требований к хозяйствующим субъектам, снятие избыточной административной нагрузки. Это должно было повысить экономическую эффективность предприятий без снижения надёжности функционирования энергосистем. Однако принятая процедура оценивает исключительно экономику и не учитывает особенности оборудования энергосистемы, включая требования к эксплуатации.

С учётом особенностей технологического регулирования энергосистемы, необходимости поддержания общего технологического режима и преимущественно монопольного характера деятельности большинства субъектов энергетики считаю необходимым исключить электроэнергетическую отрасль из-под действия текущих регуляторных процедур, как это сделано для атомной отрасли.

– переход на риск-ориентированный подход, который нуждается в дальнейшей доработке и внедрения дополнительных инструментов оценки фактического состояния оборудования, полноты проведения ремонтных работ, организации эксплуатации объектов энергетики.

Учитывая все особенности и сложности прохождения ОЗП 2023-2024 гг. необходимо по отдельным нормам подготовки субъектов ужесточать требования, повышать уровень контроля и проверок специализированными службами и комиссиями: в дальнейшем при планировании и прохождении ОЗП комиссией будут выборочно проводиться проверки готовности к ОЗП, и при выявлении существенных недостатков и искажения фактической ситуации в отчётности у нарушителей паспорта готовности будут отозваны. (В этом году был отозван паспорт только у одной компании, но в последующем такихсубъектов будет , видимо, больше).

Основные направления подготовки к ОЗП 2024-2025 года. В каждой компании должны быть разработаны планы мероприятий, где в первую очередь, представлены планы ремонтов. Общий объём средств в этом году будет направлен: 253 млрд руб. на ремонты, 923 млрд. руб. – на инвестиционные программы (без техперевооружения).

Паводки. Отдельное внимание следует обратить на подготовку к ОЗП в регионах, где энергетическая инфраструктура пострадала от воздействия паводков. После схода воды и восстановления энергоснабжения по нормальной схеме нужно скорректировать планы подготовки к ОЗП с учётом фактического состояния электросетей.

Также на особом контроле – проведение плановых и аварийных ремонтов, пополнение аварийных запасов на территориях Курской, Белгородской областей и новых регионов РФ. Здесь будет применён особый порядок оценки подготовки к ОЗП с учётом текущей ситуации.

Это не все направления подготовки к зиме. Выделены лишь самые проблемные направления. Есть типовые задачи, которые так же требуют внимания.

Об итогах ОЗП по своим направлениям должили заместитель Министра строительства и ЖКХ РФ Алексей Ересько, председатель правления АО «СО ЕЭС» Фёдор Опадчий, генеральный директор ПАО «Россети» Андрей Рюмин, заместитель Министра энергетики Евгений Грабчак, генеральный директор ПАО «ИнтерРАО» Сергей Дрегваль, исполнительный директор ООО«Сибирская генерирующая компания» Павел Барило, генеральный директор En+ Михаил Хардиков, председатель Наблюдательного совета Ассоциации производителей энергии Александра Панина, губернатор Омской области Виталий Хоценко, заместитель губернатора Ростовской области Игорь Сорокин.

Подробнее – в ближайшем номере журнала «Вести в электроэнергетике».