Сегодня в Комитете ГД по энергетике состоялся «круглыйы стол» на тему «Энергетическое машиностроение в Российской Федерации: вопросы технологического суверенитета».

Открывая мероприятие, председатель Комитета  Николай Шульгинов отметил, что одним из оснований, заложенных в документы стратегического планирования энергетики (проекты Энергостратегии-2050, Генеральной схемы размещения объектов электроэнергетики до 2042 года) является достижение   технологического суверенитета в части основного оборудования энергетической отрасли. Между тем, на сегодняшний день сохраняется значительная зависимость энергетики от импорта из недружественных стран, прежде всего, в части парогазовых, паросиловых установок, электросетевого, трансформаторного оборудования, и так далее. В то же время наметилась положительная тенденция в преодолении этой зависимости и достижении цели отраслевого технологического суверенитета.

         Первый заместитель председателя Комитета Валерий Селезнев заявил, что в ближайшее время спрос на российское энергетическое оборудование существенно вырастет, влияние на это окажут запланированные отборы мощностей в рамках КОММОД и ДПМ ВИЭ 2.0, а также запуск в 2025 году Национального проекта «Новые атомные и энергетические технологии». В преддверии этих событий важно не просто «сверить часы» с производителями оборудования и профильными министерствами, но и определить, в каких случаях речь  должна идти именно об отечественном оборудовании, а в каких – о локализации импортного.

Заместитель Министра энергетики РФ Евгений Грабчак обратил внимание участников круглого стола на то, что рост спроса на электроэнергию в среднесрочной перспективе может оказаться выше значений, заложенных в проект Энергостратегии–2050, что требует от электроэнергетики соблюдения планов по модернизации и вводу новых генерирующих и передающих мощностей. С 2025 по 2030 гг. должно быть введено порядка 50-60 газовых турбин отечественного производства суммарной мощностью около 7 ГВт,  с 2031 по 2042 гг. должно быть введено 14,3 ГВт новых ТЭС на газовом топливе.

Минэнерго совместно с Минпромторгом ведёт планомерную работу по обеспечению текущего сервиса действующего оборудования, прежде всего турбинного парка, с тем, чтобы снизить выбытие агрегатов. Совместно с Минпромторгом России  и генерирующими компаниями разработана карта сервисного обслуживания и ремонта иностранного оборудования, которая  постоянно актуализируется с учётом постоянно меняющихся условий.

В части производства российских газовых турбин есть положительная динамика. Так, на базе первой отечественной ГТУ большой мощности ГТД-110М, разработанной в «Объединённой двигателестроительной корпорации», входящей в ГК «Ростех», введён в эксплуатацию энергоблок ТЭС «Ударная». Завершается разработка головного образца турбины ГТЭ-65 АО «Силовые машины», его изготовление планируется на первый-второй квартал 2025 года. Также «Силовые машины» в настоящее время изготавливают 12 ГТУ большой мощности ГТЭ-170, планирует реализовать проект ГТУ мощностью 200 МВт. Для стимулирования спроса на отечественные турбины Минэнерго был подготовлен Проект постановления Правительства РФ, которым предусмотрено определение порядка проведения в 2024 году залпового отбора проектов модернизации ТЭС с применением локализованных ГТУ на 2028-2030 гг.

Среди проблемных секторов заместитель Министра энергетики обозначил производство оборудования для передачи постоянного тока,  в том числе, трансформаторов. Задачи в части объединения энергосистем потребуют большого объёма такого оборудования, обеспечить его предполагается, в том числе, за счёт программ локализации. Есть сложности и с производством отечественного паросилового и котельного оборудования, их преодолению уделяется особое внимание.

Отдельно Евгений Грабчак акцентировал внимание участников дискуссии на росте стоимости сервиса и поставок продукции отечественного энергомашиностроения, а также проблемах с соблюдением сроков выполнения контрактов. В списке мер повышения дисциплины поставок целесообразно применять не только стимулирующие, но и штрафные мероприятия.

Директор Департамента машиностроения для топливно-энергетического комплекса Министерства промышленности и торговли РФ Михаил Кузнецов отчитался о работе по достижению технологического суверенитета российской промышленности, которая ведется с 2014 года.

В рамках текущей санкционной нагрузки  Минпромторгом России организована работа по обеспечению импортозамещения критически важной продукции: сформирован перечень критически важных импортируемых товаров, определена потребность в оборудовании для нужд ТЭК, на основании полученных данных утвержден план мероприятий по импортозамещению в отрасли электротехнической и кабельной промышленности.

На постоянной основе актуализируются и совершенствуются меры государственной поддержки промышленных предприятий. Среди уже реализуемых мер можно отметить льготные условия софинансирования проектов, направленных на разработку новой высокотехнологичной продукции, импортозамещение, лизинг производственного оборудования, реализацию станкостроительных проектов, цифровизацию действующих производств, производство предприятиями ОПК высокотехнологичной продукции гражданского или двойного назначения, производство комплектующих, маркировку товаров и повышение производительности труда.

Сегодня более 80 % объёма рынка энергетического оборудования приходится на российское. Минпромторг полагает, что и по парогазовому, и по паросиловому оборудованию, которое потребуется для достижения показателей, заложенных в СиПР-2030 и Генеральную схему размещения объектов электроэнергетики до 2042 года, удастся обеспечить баланс спроса и предложения отечественных производителей. Для стимулирования производства очень важно обеспечить гарантированный спрос со стороны российских энергокомпаний.

На завершающей стадии находятся работа по формированию Плана импортозамещения 3.0, который предусматривает изменение подхода ко всей российской производственной системе.

На круглом столе выступили представители компаний – производителей энергетического оборудования, ассоциаций развития секторов энергетической отрасли, состоялась острая дискуссия о том, какие меры государственной поддержки могут быть реализованы в рамках текущей бюджетной политики.

Еще одной темой стало обеспечение поддержки кадрового потенциала отечественного энергомашиностроения, которое остро нуждается в работниках  инженерных и рабочих специальностей на фоне усилившейся конкуренции с предприятиями оборонной и IT-отраслей, а также в повышении качества их подготовки.

Участниками «круглого стола» отмечена активная работа Государственной Думы по законодательному обеспечению развития промышленности в России был принят целый ряд законов.Созданы правовые основы для развития индустрии инжиниринга и промышленного дизайна, введено понятие российской промышленной продукции и ее производителя, в рамках изменений налоговой системы приняты решения по поддержке отраслей экономики, определены правовые основы деятельности технологических компаний и так далее. Сейчас на рассмотрении Государственной Думы – 12 законопроектов, направленные на поддержку российской промышленности.

По итогам круглого стола Комитет намерен рекомендовать Правительству Российской Федерации поручить Минэнерго России, Минпромторгу России и Минэкономразвития России совместно с представителями энергетических машиностроителей рассмотреть вопросы формирования долгосрочных программ гарантированного спроса на производимое оборудование, предусматривающих номенклатуру выпуска и приобретения производимого оборудования до 2030 года, а также принять необходимые меры и объёмы государственной поддержки энергетических машиностроителей, обеспечивающие реализацию долгосрочных программ.

Также в перечень рекомендаций войдут предложения  Минпромторгу России проработать вопрос подготовки «дорожных карт» локализации в Российской Федерации необходимых запасных частей и отдельных узлов  для производства оборудования для ТЭК с предложениями по размещению данных производств в особых экономических зонах, а также совместно с Минэнерго России, МИД России проработать вопросы партнерства со странами-участниками БРИКС в энергетическом машиностроении.