Вопросы государственного регулирования цен (тарифов) на электроэнергию, их влияние на развитие энергетики и экономики страны в целом обсудили участники «круглого стола», организованного комитетом Государственной Думы РФ по энергетике 19.11.2018 г.  

В дискуссии приняли участие депутаты ГД, представители Министерства энергетики РФ, Минэкономразвития России, Федеральной антимонопольной службы, других органов исполнительной власти, руководители и ведущие специалисты предприятий топливно-энергетического комплекса («Россети», «ФСК ЕЭС», «РусГидро», «Енел Россия», «Газпромэнергохолдинг и др.), научных институтов (НИУ ВШЭ, МЦИК и т.д.), профессиональных ассоциаций (НП «Совет рынка», «ГП и ЭСК», Ассоциация «Совет производителей энергии», «Совет потребителей энергии» и пр.), общественных объединений, экспертных организаций. В числе ведущих федеральных СМИ информационную поддержку мероприятия осуществлял отраслевой журнал «Вести в электроэнергетике». 

Открывая заседание, председатель Комитета ГД РФ по энергетике Павел Завальный отметил, что более половины законопроектов и актов, рассматриваемых комитетом, касаются электроэнергетики. Это говорит о том, что в отрасли много проблем, требующих решения. Одна из них – ценообразование и тарифное регулирование.  

По словам П. Завального, в стране сложилась непрозрачная система ценообразования. В результате рынок получает неверные ценовые сигналы, что негативно влияет как на состояние энергетики, так и экономики в целом.  

С этим согласился директор Департамента развития электроэнергетики Минэнерго РФ Павел Сниккарс. Он отметил, что ситуацию нужно менять и что принимаемые решения должны быть адекватными обстановке.  

П. Сниккарс напомнил, что, например, в сетевой тариф, который регулируется исключительно государством, «вшито» множество государственных решений (в частности, льгот на техприсоединение). В инвестиционных программах электросетевых компаний 50% составляет портфель заявок на льготное ТП. Заявленные объёмы мощности используются в лучшем случае наполовину. Минэнерго разработало документ по использованию заявленной мощности, который обязывает заказчика либо платить за резервную мощность, либо отказываться от неё. Документ может вступить в силу в 2024 году. 

Представитель Минэнерго также считает необходимым отказаться от многочисленных исключений из правил, навязываемых энергокомпаниям в пользу отдельных потребителей и регионов. Такие «исключения» ломают инвестпланы компаний, негативно влияют на развитие энергетики и экономики страны. 

Первый заместитель председателя Комитета ГД РФ по энергетике Сергей Есяков обратил внимание собравшихся на необходимость разработки концептуальных подходов к обсуждаемой проблеме. «Мы второй раз в этом году обращаемся к теме тарифообразования, — сказал он. – Но чего мы хотим от него? Каким мы его видим? На мой взгляд, ценообразование должно отвечать трём критериям: цены должны быть экономически обоснованными, долгосрочными и инвестиционно привлекательными. Это – основное целеполагание».  

Участники дискуссии высказали свои умозаключения по заданной тематике. 

Начальник Управления регулирования электроэнергетики ФАС России Дмитрий Васильев убеждён, что одним из ключевых инструментов формирования экономически обоснованного тарифа является переход на эталонное ценообразование. Специалистами ФАС разработан законопроект «Об основах государственного регулирования цен (тарифов)», который предусматривает введение эталонных норм. Такой принцип делает затраты компаний прозрачными, не позволяет им совершать необоснованные расходы при ведении хозяйственной деятельности. Тем самым меняется отношение к управлению бизнесом, выстраиванию связей с потребителями и снижению темпов роста тарифов. 

Реализация пилотных проектов по внедрению эталонных норм на базе отдельных сбытовых организаций привела к существенному снижению сбытовой надбавки в тарифе за электроэнергию. 

В настоящее время специалистами ФАС ведётся работа по определению эталонных затрат в сетях. Внедрение эталонов в электросетевом комплексе будет способствовать решению проблемы «перекрёстки», считает Д. Васильев. 

Следует добавить, что законопроект ФАС вызывает немало споров среди энергетиков. И этот момент был отражён в Рекомендациях «круглого стола». 

Руководитель Департамента Минэкономразвития России Дмитрий Вахруков отметил, что одной из ключевых задач в компаниях отрасли является снижение издержек. К сожалению, все инициативы правительства так или иначе предусматривают дальнейший рост издержек и их перераспределение. Необходимо изменить цель: не перераспределять нагрузку между распредсетями и ФСК ЕЭС, уровнями напряжения и пр., а сосредоточиться на поиске резервов для повышения эффективности. «Мы видим два источника повышения эффективности: снижение операционных и инвестиционных издержек», – сказал Д. Вахруков. Первый, по его словам, источник связан со снижением расходов компаний, и в этом поддерживаем ФАС с его эталонными нормами. Второй – с новым подходом к формированию программ монополий, таких как «Россети». Ключевым посылом здесь должна стать экономическая эффективность инвестиций. Сейчас ни у одной энергомонополии нет критерия коммерческой эффективности, по которой бы оценивалась инвестиционная обоснованность принимаемой программы. И это – не проблема монополий, это – проблема государственного регулирования. Компаниям надо дать возможность отказываться от инвестиционных проектов, которые в будущем не будут приносить доходы, а также от технологических присоединений, которые заявитель не в состоянии в дальнейшем оплачивать. 

Заместитель председателя Комитета ГД по энергетике Валерий Селезнёв обратился к проблеме перекрёстного субсидирования, которое имеет огромное влияние как на формирование тарифа, так и на состояние отрасли и экономики в целом. Он сказал о том, что необходимо сокращать программы ДПМ («Уверен, ДПМ-3 не будет, т.к. изменится архитектура энергетики»), переходить к расчёту тарифообразования для населения от принципа «инфляция минус» на принцип «инфляция плюс», отказаться от продления программы «выравнивания тарифов» для Дальнего Востока из-за непродуманности данного решения. 

С ним согласились депутаты Государственной Думы РФ Иван Медведев, Борис Гладких. Они прокомментировали, что «выравнивание» рассчитано на всех сразу, без учёта реального состояния потребителя. А оно должно быть адресным. Куда пошли деньги, направленные на выравнивание тарифов? 

Как оказалось, не только на решение проблемы, но и на поддержку богатых компаний. На Дальнем Востоке работают крупные бизнес-структуры, способные выплачивать миллиардные дивиденды своим акционерам, повышать зарплату сотрудникам и т.д.. Так почему потребляемое ими электричество должны оплачивать небогатые потребители 1–2 ценовых зон?  

Вся эффективность отрасли выражается в цене на электроэнергию, подытожил директор Ассоциации «Сообщество потребителей энергии» Василий Киселёв. Потребитель энергетику не обижает. Энергетика должна платить тем же. Пока это в целом получается. А что в дальнейшем? 

Эксперт выразил обеспокоенность состоянием основных фондов электросетевого комплекса, особенно на Дальнем Востоке, и недоинвестированием данного сектора. Он также обратил внимание на недостаточное внимание к перспективному технологическому развитию отрасли, что выражается в дальнейшем росте цены на электроэнергию. Значит, нужно менять стратегию, решать базовые вопросы, а не сосредотачиваться только на инструментах и механизмах. 

Позицию В. Киселёва поддержал председатель «круглого стола» П. Завальный. 

По итогам дискуссии был принят проект Решения, которое после доработки будет направлено в профильные структуры исполнительной власти.