Крупнейший угольный регион России становится флагманом энергоперехода. В Кемерово на химическом заводе «Азот» запущено производство водорода из природного газа мощностью 25 тыс. куб. м в час. Строительство установки по производству водорода является одной из возможностей развития производственного кластера региона. Другие перспективы Кузбасса как промышленного центра были отражены в фильме президента ассоциации «Глобальная энергия» Сергея Брилева «Даешь Кузбасс», посвященного 300-летию региона.

Инвестиции в проект составили около 3 млрд рублей. Полученный водород будет использоваться в технологическом процессе на производстве капролактама, который используется, в основном, для получения полиамидных пластмасс.

Завод построен по технологии немецкой компании Linde AG. Новая установка работает автономно и имеет высокую степень конверсии газа для извлечения водорода, а также оборудована автоматической системой мониторинга за выбросами в атмосферу, что поможет сократить и контролировать их.

Ввод нового цеха позволит вывести из эксплуатации устаревшее и неэффективное оборудование, часть которого была получена из Германии в послевоенные годы и эксплуатировалась на кемеровском химкомбинате более 60 лет.

Данная установка может стать прорывным решением не только в области разработки и внедрения технологий производства водорода, но и в сфере утилизации метана, образующегося в угольных шахтах, считают эксперты «Глобальной энергии».

«Такие технологии масштабировать можно и нужно. В первую очередь это обеспечение безопасности шахтеров. Загазованность шахты снижается если заблаговременно через скважины откачивать метан, что сегодня и делается во всем мире для обеспечения безопасности.», — отмечает лауреат премии «Глобальная энергия», директор Института углехимии и химического материаловедения ФИЦ угля и углехимии СО РАН Зинфер Исмагилов.

«Кроме того, эта технология дает возможность использования метана. Метан можно просто сжигать, переводить в парниковый газ и выбрасывать в атмосферу, можно сжигать для получения тепловой энергии, а можно направить в реакцию конверсии для получения синтез газа, т.е. водорода», — отметил он. «Однако для использования газа в таких установках метан должен быть очищен от примесей и концентрирован.  Наиболее подходящим исходным сырьем является метан, извлекаемый с помощью пробуренных с поверхности скважин. Существуют многие технологии очистки и концентрирования», — уточнил З.Исмагилов.

По словам ученого, в мире уже давно применяются технологии промышленного использования метана из угольных пластов, в том числе для получения водорода, однако в России эти технологии пока не получили распространения.

«На данном этапе мы существенно отстаем от Китая, США и других стран по промышленному производству водорода газификацией угля и методом конверсии шахтного (угольного) метана.  В России нет ни одной промышленной установки газификации угля, а наши научные разработки по получению водорода из угольного метана промышленностью не востребованы. Здесь пока почти нет государственной или отраслевой программы производства водорода из угля или шахтного метана. Слово за правительством и за угольными компаниями», — отметил он.

Дмитрий Бессарабов, директор Экспертно-консультационного центра водородной стратегии при Министерстве науки и технологий ЮАР, член Международного комитета  «Глобальной энергии» считает, что Россия обладает большим потенциалом развития водородной энергетики. «В России есть мощная индустриальная инфраструктура, есть квалифицированные научные и инженерные кадры. С учётом ещё и обширной географии, у страны есть огромный потенциал не только для различных методов производства, но и экспорта водорода за рубеж», — заявил он в интервью ассоциации.

Полную версию  фильма  Сергея Брилёва «Даешь Кузбасс» можно посмотреть на ресурсах ассоциации «Глобальная энергия» https://www.youtube.com/watch?v=aNMhm9l5Zyw