С 1 июля 2019 года в России вступит в силу норма, которая изменит структуру перекрёстного субсидирования в электроэнергетике. По инициативе Минэнерго России в законодательство внесены и готовятся к принятию в Госдуме поправки к Федеральному Закону «Об электроэнергетике», предусматривающие пропорциональное перераспределение «перекрёстки» между потребителями, подключёнными к распределительным и магистральным сетям. Об этом рассказал в рамках открытого диалога, состоявшегося в Совете Федерации РФ 26.09.2018, Министр энергетики России Александр НОВАК 

Формат открытого диалога предполагает откровенный разговор между сенаторами и руководителями различных федеральных структур о проблемах, волнующих регионы страны, — пояснила председатель Совета Федерации РФ Валентина Матвиенко. Первую встречу решено провести с Министром энергетики РФ, поскольку у регионов есть много вопросов, требующих компетентных ответов.  

В работе приняли участие представители Минэнерго России, ФАС, ведущих энергетических компаний, а также СМИ, в том числе журнал «Вести в электроэнергетике». 

Министр сосредоточил внимание на самых острых темах ТЭК. Он сообщил, что со времени его последнего выступления в Совете Федерации на Правительственном часе прошло 2,5 месяца. Это время было насыщено серьёзными событиями, влияющими на жизнь поставщиков и потребителей энергии. Состоялись совещания на высшем уровне, где были приняты важнейшие решения по отраслям ТЭК.  

4 сентября с.г. в «Россетях» состоялось знаковое совещание «О функционировании электросетевого комплекса Российской Федерации» с участием председателя Правительства РФ Дмитрия Медведева. На нём были одобрены инициативы Минэнерго, касающиеся: 1) поэтапного введения ответственности потребителя за неиспользование резервных мощностей; 2) оптимизации регулирования платы за льготное техприсоединение; 3) ликвидации перекрёстного субсидирования; и 4) внедрения механизма долгосрочных тарифов на срок от 5 до 10 лет по принципу «инфляция минус». «Под эти инициативы мы сейчас разрабатываем нормативную базу», — сказал А. Новак.  

Уже подготовлен, практически согласован и в ближайшее время будет передан в Государственную Думу пакет нормативных документов, касающийся  модернизации генерирующего оборудования. Готовится ко второму чтению в Госдуме документация по выводу из эксплуатации неэффективных генерирующих мощностей. Полным ходом идёт работа по подготовке законодательной базы в части модернизации ТЭС на условиях ДПМ-штрих. 

Одна из наиболее тяжёлых тем отечественной электроэнергетики — перекрёстное субсидирование. Оно возникло в 90-е годы в связи с реформированием электроэнергетики, когда в условиях роста тарифов на электроэнергию было принято решение о снижении тарифной ставки для населения за счёт её увеличения для крупных потребителей. Последствиями такого решения стал тот факт, что крупные потребители стали массово уходить из распределительных сетей. Кто-то начал строить собственную генерацию, а большинство принялись подключаться к сетям ФСК ЕЭС, на которые механизм перекрёстного субсидирования не распространялся. Учитывая, что в распредсетях вся тарифная нагрузка легла на оставшихся потребителей (а это мелкий бизнес, бюджетники, население), в 2014 году Правительством РФ было принято решение о предоставлении в 2016 г. регионам субсидий для сокращения перекрёстки. Тем самым планировалось смягчить тарифный прессинг и сохранить оставшихся крупных потребителей в распределительных сетях. Однако из-за сложностей в федеральном бюджете деньги выделены не были. Да и сам подход не позволял решить проблему системно. Требовались другие варианты. Минэнерго России подготовило ряд предложений по урегулированию ситуации в этой сфере.  

Отвечая на вопрос сенатора от Республики Марий Эл, члена Комитета Совета Федерации по бюджету и финансовым рынкам Натальи Дементьевой, А. Новак пояснил, что разработан механизм ликвидации «последней мили», которая является неотъемлемой частью перекрёстного субсидирования. Суть его состоит в том, что если раньше нагрузка от перекрёстного субсидирования полностью ложилась на распределительные сети, то теперь она будет перераспределяться между распредсетями и сетями ФСК ЕЭС пропорционально объёмам полезного отпуска электроэнергии потребителям. Проще говоря: будет повышен тариф для потребителей ФСК ЕЭС и снижен для потребителей ТСО. 

Тарифная тема является наиболее болезненной для регионов. Министру по ней было задано столько вопросов, что ему пришлось напомнить: тарифами занимаются совсем другие службы, в том числе и на уровне субъектов РФ. Тем не менее, в рамках своей компетенции Министр не только ответил на вопросы, но и выразил готовность принять участие в рассмотрении тех случаев, где требуется индивидуальный подход. 

Такая практика в министерстве существует. По сути, в «ручном режиме» было принято решение о плавном повышении тарифов в Краснокаменске Забайкальского края. Тарифы здесь были намного ниже, чем в среднем по краю. В связи с чем с 1 июля с.г. планировалось запустить активный процесс их повышения . Это привело бы к резкому скачку цен на электроэнергию в городе. Но 50-тысячный Краснокаменск – территория опережающего развития, здесь находится одно из крупнейших в мире месторождений урана, разработка которого ведётся последние полвека. Градообразующее предприятие «Приаргунское производственное горно-химическое объединение», входящее в структуру «Росатома», начало здесь строительство нового рудника. Успех реализации проекта во многом зависит от низких тарифов на электроэнергию, что до недавнего времени являлось отличительной особенностью этой территории. Члены Совета Федерации обратились в Минэнерго с просьбой пересмотреть подходы к повышению тарифа. Изучив вопрос, на совещании в Правительстве РФ Минэнерго России добилось рассрочки на 10 лет, благодаря чему рост цен на электроэнергию в Краснокаменске будет составлять не более 10% в год. 

Таким же образом была решена проблема в Курганской области, отличившейся высоким ростом тарифов. По поручению Совета Федерации Минэнерго совместно с Федеральной антимонопольной службой проанализировали ситуацию. ФАС Курганской области провела проверку принятых тарифных решений, а Минэнерго изучило возможности снижения тарифной нагрузки на потребителей. За счёт оптимизации сбытовой надбавки и закупок с оптового рынка электроэнергии удалось с 1 июля с.г. понизить тарифы для потребителей (исключая население) на 5-7,5%. Плюс ещё на 3% будет снижена ставка за счёт тех решений, которые отработала ФАС и благодаря оптимизации издержек электросетевого комплекса, — сказал А. Новак. Член СФ от Курганской области, заместитель председателя комитета СФ по по бюджету и финансовым рынкам Светлана Перминова поблагодарила за проделанную работу. «Такое решение снизит нагрузку на региональный бюджет на 200 млн руб. в год. Это очень важно для нас». 

Большой блок вопросов затрагивал  установку приборов учёта у потребителей. Как подчеркнул сенатор от Курской области, председатель Комитета СФ по социальной политике Валерий Рязанский, с установкой и поверкой приборов учёта у потребителей возникает много сложностей. Особенно тяжёлая ситуация с приборами учёта на газ и воду. С электросчётчиками порядка больше, но тоже не всё ясно: кто их должен устанавливать, за чей счёт? Кроме того, важный вопрос, кто будет производить эти счётчики? Ведь в связи с переходом на интеллектуальный учёт потребуются миллионы приборов. Это – огромный заказ для нашей промышленности.  

— Очень правильная постановка вопроса, — поддержала В. Матвиенко.-Понимаю, что у Министерства энергетики РФ много крупных проблем: нефть, газ, ОПЕК, международные связи. Но наши люди должны получать эффект от того великого, что мы делаем. 

А. Новак ответил, что принято концептуальное решение о том, чтобы переложить всю деятельность, связанную с приборами учёта, на ресурсоснабжающие организации (законодательство по этому направлению готовится). В многоквартирных домах устанавливать, обслуживать и делать поверку счётчиков будут Гарантирующие поставщики, в коммерческих структурах и индивидуальных домах – электросетевые компании. Сейчас в профильных министерствах идёт дискуссия по источникам финансирования энергосбытовых компаний на покупку счётчиков. 

Что касается обеспечения производства дешёвых и качественных интеллектуальных приборов учёта, то этот вопрос уже отработан с Министерством промышленности и торговли РФ. В тарифе же стоимость счётчиков будет жёстко ограничена. 

Предметный разговор состоялся и по вопросу подготовки к зиме. Член Совета Федерации от Республики Бурятия, член комитета СФ по федеративному устройству, местному самоуправлению и делам Севера Вячеслав Наговицын выразил обеспокоенность неготовностью энергосистемы г. Улан-Уде к зиме. «Кто в этом случае отвечает за паспорта готовности к ОЗП?», — спрашивал сенатор. Как оказалось, законодательством этот вопрос упущен. Участники диалога отметили необходимость более тщательной проработки законодательства в части выдачи паспортов готовности к зиме, поскольку по действующим нормативам из поля зрения Минэнерго выпадают линии электропередачи ниже 10 кВ и генерирующие мощности ниже 25 МВт. 

За два часа прямого диалога А. Новак ответил на множество вопросов представителей верхней палаты Федерального собрания. Вопросы касались не только электроэнергетики, но и развития промышленности, газоснабжения регионов, цен на бензин, мазут, авиакеросин и т.д. 

По итогам встречи решено подготовить протокол поручений, на основании которого Минэнерго разработает пакет предложений по реализации обсуждаемых вопросов.