Компания «Россети Московский регион» (ПАО «МОЭСК») объявила о смене парадигмы развития.

О том, почему это стало необходимым и как событие отразится на бизнесе электросетевой компании, рассказали на пресс-конференции в ИА «Интерфакс» генеральный директор ПАО «МОЭСК» Петр Синютин и первый заместитель генерального директора по финансово-экономической деятельности и корпоративному управлению Владимир Мясников.

П. Синютин пояснил, что решение по изменению вектора развития было согласовано с акционерами компании ещё в 2018 году. В настоящее время «МОЭСК» осуществляет переход от традиционной сетевой организации к компании услуг электроснабжения. Это означает, что меняется структура бизнеса, появляются новые источники дохода, не связанные с тарифообразованием.

«С 2012 года мы предоставляем услуги по согласованию проектов, восстановлению сетей у потребителей и прочим направлениям. Но в 2017–2018 годах обратили внимание, что выручка от предоставления этих услуг практически сравнялась с уровнем дохода от основной нашей деятельности. В связи с чем было принято решение о структурировании данного направления деятельности и его дальнейшем развитии», – сказал глава ПАО «МОЭСК». По сути, к категории «предоставление услуг энергоснабжения» относятся услуги по транспорту электроэнергии, технологическому присоединению, строительству электрических сетей на территории заявителя, обслуживание сетей по договорам владельцев, предоставление систем автономного энергоснабжения индивидуальным потребителям и т.д. Это направление становится стратегическим: к 2023 году «МОЭСК» рассчитывает получить от предоставления нетарифных услуг 18 млрд рублей против 2 млрд в 2017 г.

Позитивное влияние на развитие профессиональной деятельности компании по всем направлением оказывает цифровая трансформация отрасли. На протяжении года компания реализует 13 цифровых проектов со сроком окупаемости до 7 лет. Столь сжатые сроки оказались возможными после того, как в компании был взят курс на наиболее эффективные и комплексные решения в области цифровизации. Одним из ключевых решений стала централизация диспетчерской службы. Диспетчер может находиться в любом районе и при этом оперативно принимать эффективные решения, поскольку схема любого района с указанием ситуации на любом участке сети в режиме онлайн находится на экране его гаджета. Такой поход позволяет повысить надёжность управления электрическими сетями и улучшить экономические показатели компании. При этом речь о сокращении диспетчеров не идёт: у них просто появляется возможность более чётко выполнять задачи.

Большие перспективы в плане повышения производительности труда, снижения непроизводительных затрат времени на 20%, а также улучшения безопасности и качества обслуживания сетей открывает проект «Цифровой электромонтёр», «обкатка» которого завершается в пилотных районах. Со следующего года «Цифровой электромонтёр» будет внедряться по всей Московской энергосистеме.

Важно, что в рамках цифровизации компания делает ставку на совершенствование взаимодействия с клиентами. В частности, планируется выпуск соответствующего мобильного приложения, которое позволит предоставлять целый комплекс услуг по одному клику.

Цифровая трансформация электрических сетей требует новых знаний от всех работников сетевой компании. Поэтому профессиональное обучение проходит весь персонал, начиная от генерального директора.

Заместитель генерального директора по финансово-экономической деятельности и корпоративному управлению Владимир Мясников рассказал о промежуточных производственных и финансовых результатах работы компании, представил прогнозы по итогам 2019 года. Он подчеркнул, что трансформация бизнеса и переход компании к предоставлению услуг на новом технологическом уровне (к 2024 году ожидается рост доли высокотехнологических услуг в чистой прибыли до 50%), повышает рост финансовых показателей, а также инвестиционную привлекательность организации. Это, в свою очередь, позитивно отражается на дивидендной политике и акционерной доходности для инвесторов.

Важно отметить, что смена парадигмы развития принята не на отдельно взятом электросетевом предприятии, а по всем филиалам Группы компаний «Россети». Это подчеркнул П. Синютин, отвечая на вопрос журнала «Вести в электроэнергетике».

На 1-м Всероссийском съезде энергетиков в Челябинске, состоявшемся 29.08.2019 г., необходимость перехода к новой стратегии была озвучена генеральным директором ПАО «Россети» Павлом Ливинским. «МОЭСК» просто стала одной из первых компаний, которая начала работать в этом направлении.

Ещё один вопрос, который поднимался «Вестями в электроэнергетике» касался темы льготного технологического присоединения. Льготное ТП вызывает много нареканий как со стороны компаний, так и со стороны потребителей. В части заинтересованного сообщества даже сложилось мнение, что плату за техприсоединение вообще следует отменить, а брать деньги только за мощность и электроснабжение

Бесплатная услуга клиента не интересует, убеждён гендиректор «МОЭСК». В настоящее время потребитель имеет право на льготных условиях подать заявку на присоединение от 15 до 150 кВт. Для примера: мощность 15 кВт позволяет обеспечить электроэнергией дом площадью 200 м2. Возможность получить доступ к инфраструктуре за бесценок зачастую понижает ответственность потенциального потребителя за использование заявленной мощности. А ведь зачастую, чтобы выполнить заявку потребителей, приходится ставить опоры, трансформатор, прокладывать кабель, договариваться с собственниками земельных участков, по которым будут проходить линии и т.д. Расходы компании на техприсоединение одного потребителя могут достигать 1,5 млн руб., тогда как по закону заявитель платит только 550 руб. за ТП. «Каждый год мы в среднем по компании насчитываем 3 млрд рублей выпадающих доходов, – проиллюстрировал П. Синютин. – Надеялись, что количество заявок на льготное техприсоединение начнёт снижаться, – так нет! Цифра стабильно держится на 70 тыс. заявок в год». Глава «МОЭСК» считает, что плата за ТП должна быть приведена в соответствие с расходами компании, и что льготу в этом секторе необходимо отменить.

На пресс-конференции руководства «МОЭСК» была также затронута тема подготовки к зиме. По словам представителей компании, «МОЭСК» готова к зиме на 99,9%. Начиная с прошлого года, компания перешла к ремонту оборудования по состоянию, что позволило более эффективно проводить ремонтную компанию. Отвечая на вопрос журнала «Вести в электроэнергетике», П. Синютин сообщил, что внедрение цифровых технологий позволяет успешнее справляться с поставленными задачами. Так, в настоящее время в компании повсеместно внедрена технология «Электронный журнал», благодаря чему все дефекты и нарушения, выявленные специалистами на линиях электропередачи, становятся доступными для ответственных лиц и оперативно устраняются.