С 1 июля с.г. ожидается очередное повышение тарифов на электроэнергию. Мы к этому уже привыкли, однако не даёт покоя вопрос: почему цены всё время растут? Есть ли для этого объективные причины? Ситуацию журналу «Вести в электроэнергетике»прокомментировал научныйруководитель Центра экономических методов управления в энергетике НП «КОНЦ ЕЭС» им. А.Ф. Дьякова, заместитель председателя Комитета ТПП РФ по энергетической стратегии и развитию ТЭК Георгий Кутовой.

 – Георгий Петрович, вы всю жизнь занимались тарифной политикой, возглавляли Федеральную службу по тарифам, глубоко знаете исторический процесс современного тарифообразования в стране. Объясните, в чём причина бесконечного роста тарифов? Недавно генеральный директор Института проблем энергетики Булат Нигматулин сказал о том, что экономических предпосылок для роста тарифов нет, а для их снижения – есть. Что тогда происходит?

– Всё, что происходит, во многом обусловлено теми преобразованиями, которые проводились в электроэнергетике последние 30. Напомню: с 1998 по 2008 год была проведена целевая реформа, в результате которой единый электроэнергетический комплекс был разделён по видам бизнеса и частично приватизирован.

Переведённая на рыночные формы хозяйствования электроэнергетика как единая хозяйственная система в рамках всей страны перестала существовать, превратившись огромное множество хозяйствующих субъектов, главным целеполаганием которых стало получение прибыли. Производственная сфера (производство электроэнергии и теплоэнергии) и энергосбытовая деятельность были определены как конкурентные виды деятельности с рыночным ценообразованием, а услуги по передаче электроэнергии от всех видов генерации и её распределение по электрическим сетям разного класса напряжения до энергопотребителей признаны монопольным видом деятельности. Стоимость монопольных услуг регулируется государством на федеральном и региональном уровнях.

Государство законодательно обустроило все указанные сферы нормами и правилами деятельности для всех субъектов в обороте электроэнергии и тепла, включая и порядок ценообразования на продукцию и виды услуг, определив форму, функции и ответственность государственных регулирующих органов на федеральном и региональном уровнях. В процессе реформирования изучен и изучается опыт зарубежных аналогов, который изобилует многообразием рыночных форм и механизмов хозяйствования субъектов электроэнергетики, роль регулирующих органов, которые применяются в отечественной практике с учётом так называемых наших особенностей.

 Весь процесс вестернизации российской электроэнергетики за весь 30-летний период можно коротко охарактеризовать следующим образом:

– реализовано преобразование электроэнергетики с переходом на рыночные формы хозяйствования с такой гипертрофированной ролью государственного ценового регулирования, которое не только усложнило сам процесс ценообразования из-за естественно сложной системы функционирования отрасли в нашей стране с огромным множеством разнообразных условий жизни в регионах, но и из благих популистких побуждений нагромоздило перекрёстное субсидирование цен (тарифов) для населения и ценовых надбавок межрегионального характера, а также внебюджетных инвестиционных платежей по программам ДПМ-1, 2 и пр. – за счёт соответствующего увеличения цен для потребителей реального сектора экономики. Величина такой «перекрёстки», т.е. изъятия денежных средств из доходов предприятий реального сектора экономики к настоящему времени уже оценивается около одного трлн. рублей в год;

– госрегулированием нарушен самый главный принцип ценообразования в рыночной экономике: нельзя включать в стоимость продукции и услуг уже существующего и подключённого к сети энергопотребителя ценовые надбавки для обеспечения энергоснабжения новых потребителей, т.к. новый частный бизнес должен за свой счёт обеспечить себя энергоснабжением – от систем централизованного энергоснабжения или путём строительства собственного энергоисточника. Это задача бизнес-планирования для любого предпринимателя. А у государства есть на федеральном и региональном уровнях свои средства и механизмы поддержки предпринимательства, если государство в этом заинтересовано. Но ни в коем случае нельзя обременять инвестиционными псевдоналогами действующий бизнес, снижая его конкурентоспость в его сегменте рынка;

– если зарубежная практика регулирования естественных монополий обеспечивает прозрачность принимаемых ценовых решений и их сбалансированность с возможностями энергокомпаний через активное участие институтов энергопотребителей в открытых процессах принятия решений регулирующим органом, чем обеспечивается и принцип независимости регулирующих органов от диктата госчиновников, то в нашем отечестве ограничиваются вывешиванием на 30 суток проектов решений на сайтах соответствующих министерств и ведомств, а от замечаний по существу отмахиваются как от назойливой мухи. Такая система превратилась в «чёрный ящик», из которого потребитель получает только повышение цен(тарифов), не понимая их природы.

Поэтому профессор Нигматулин Б.И. прав, когда говорит, что существующий потребитель, оплатив по ДПМ 2,3 трлн. рублей за введённые в эксплуатацию новые энергомощности, рассчитывал на соответствующее снижение цен(тарифов) на электроэнергию, а получил очередное «обоснованное» чиновниками повышение цен и очередные некоммерческие ДПМ.

 – Какие ещё факторы способствуют удорожанию тарифов? Как долго цены на энергию будут расти?

– Факторов удорожания нашей энергетической жизни много.

Часть из них уже перечислены. Но их перечень можно дополнить следующими пунктами:

– общая прогрессирующая динамика инфляции на практически все материалы, оборудование, приборы и строительно-монтажные работы, потребителями которых является и электроэнергетика в том числе. Особенно чувствителен в этом отношении рост цен на все виды топливно — энергетических ресурсов. Например, доля топлива в себестоимости электроэнергии, вырабатываемой на ТЭС, достигает до 75%, а цены на топливо, несмотря на их избыточность в нашей стране, растут каждый год;

– нерациональная по отношению к спросу структура генерирующих мощностей с невостребованным сверхрезервом около 60 ГВт;

– содержание неиспользуемых мощностей в электросетевом комплексе, загрузка которых в среднем оценивается величиной около 30 % вместо 70 %;

– 80 % вновь введённых по ДПМ генерирующих мощностей было закуплено по импорту за деньги отечественных потребителей, эксплуатация которых в условиях санкций обойдётся очень дорого;

– экспорт электроэнергии в сопредельные страны за 30 лет постпланового периода, несмотря на избыток генерации, снизился с 45 млрд. КВт/ч в год до, примерно, 13 млрд. КВт.ч в год;

– обременение уже существующих потребителей энергии инвестиционными наценками для «опережающего» развития энергетики;

– разделение стоимости КВт/ч на две составляющие – переменную и постоянную с применением разных механизмов ценообразования, что для потребителей делает эти процессы нетранспарентными;

– механизм конкуренции между поставщиками на ОРЭМ как главный фактор сдерживания роста цен и энергосбытовыми компаниями на розничных рынках практически заменены неэффективным госрегулированием в ущерб потребителям;

– конкуренция генерации на розничных рынках ( городские ТЭЦ, блокстанции промышленных предприятий, распределённая генерация всех типов, включая ВИЭ) фактически отсутствует и даже не предусмотрена правилами розничного рынка.

 – Ожидалось, что ситуацию изменит автоматизация и цифровизация. Ничего не меняется. Почему?

– Цифровизация и автоматизация –это всего лишь средства ускорения обработки больших массивов информации и сами по себе не содержат прямых механизмов снижения производственных затрат, а в ряде случаев могут их  увеличить из-за большой цены оборудования и стоимости эксплуатации. Оцифровать можно любые алгоритмы, даже вредные, поэтому речь идёт о том, что оцифровка поможет справиться с большой размерностью решаемых задач  и скоростью принятия оптимальных решений. Этот процесс идёт, и успехи его ещё будут помогать нам справляться с проблемами.

 – Сейчас готовится к запуску третья ценовая зона — на Дальнем Востоке. Это хорошо или плохо? Как это повлияет на тарифы в целом? На работу ОРЭМ в целом? 

– Если это будет сделано по лекалам действующего ОРЭМ с выводом ТЭЦ  на оптовый рынок, то это плохой вариант.

ОЭС Дальнего Востока в существующем варианте ещё не исчерпала свой потенциал повышения экономической эффективности на благо потребителей по правилам работы рынка с одним покупателем и одним продавцом. А наша модель безконкурентного рынка в двух ценовых зонах себя просто дискредитировала. Не нужно портить электроснабжение ДВ.

– С 1 июля опять повысятся тарифы на электроэнергию. С какой стати? Что изменилось за последние полгода?

 В текущем состоянии электроэнергетики и цен( тарифов) на электроэнергию и тепло, когда текущие цены обременительны для потребителей реального сектора экономики более чем 30–35%, повышать цены даже по принципу «инфляция минус» нецелесообразно, так как базовые цены нужно сначала привести в оптимальное состояние. В настоящее время уже считается общепризнанным фактом, что баланс экономических интересов между производителями, включая электросетевую компоненту и потребителями   существенно нарушен в пользу производителей. Поэтому нужно поставить жесткие условия перед всеми энергокомпаниями:

во- первых, разработать дорожную карту консервации излишнего энергетического оборудования и/или демонтажа старого малоэкономичного оборудования;

во- вторых, в электросетевом комплексе разработать дорожную карту рокировки транфоматоров на подстанциях «Россетей» для уменьшения закупки новых трансформаторов.

 – Что-то мы сильно упускаем из виду при выстраивании современной тарифной модели. Но что?

– Это очень правильный вопрос. Именно в построении иерархической модели конкурентных торговых отношений с открытыми конкурентными торговыми платформами на федеральном и, что определяюще важно, – на конкурентных торговых площадках в рамках каждого субъекта РФ видится реальная возможность обеспечения динамического равновесия экономических интересов и производителей и потребителейc активным участием в процессах тарифного регулирования самих потребителей. Унифицированная модель конкурентного регионального рынка электроэнергии

пока не нашла своего понимания в наших регулирующих организациях, т.к. все они пока заняты реализацией новой концепции создания стратегического планирования и перспективного проектирования (СиПР) на базе СО ЕЭС.

Но этот процесс должен быть продолжен преобразованием «тарифной модели» розничного конкурентного рынка на принципах электронной торговой платформы с участием всех видов электрогенерации: городских ТЭЦ, распределённой генерации различного типа и ВИЭ.

Мне представляется, что необходимо особо подчеркнуть несколько важнейших, с точки зрения эффективности конкуренции особенностей, начиная с:

 а) преобразования ныне аморфных розничных рынков  электроэнергии в действительно конкурентные цифровые торговые платформы, а ОРЭМ должен играть функцию балансирующего рынка по отношению ко всем розничным рынкам, выравнивая цены на них за счёт вытеснения с региональных рынков неконкурентные местные генерации;

б) необходимую валовую выручку для электросетевых  региональных торговых площадок должны оплачивать все участники региональных рынков в виде абонентной платы, величина которых должна быть пропорциональна ранее заявленной при технологическом присоединении максимальной электрической мощности. Этот механизм полностью решает вопросы оплаты неиспользуемым резервов пропускной способности электросетевых комплексов, над чем сегодня ломают голову министерские чиновники;

в) для вновь появляющихся новых потребителей в качестве вступительного взноса  в торговую платформу должна быть названа стоимость их технологического присоединения после его реализации;

г) оплату непосредственно потреблённой электроэнергии все субъекты конкурентного розничного рынка оплачивают соответствующим поставщикам или генерации по показаниям счетчикам в коммерческих сечениях каждого абонента;

д) действенным механизмом контроля за деятельностью торговой платформы, обеспечением прозрачности торговой системы и  ценообразования должны стать разные институты организованных потребителей. Это очень важная сфера государственно-частного партнёрства по обеспечению баланса экономических интересов производителей(поставщиков услуг) и энергопотребителей.